Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
187 Н. М. Старцева Тула, Россия О РОЛИ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» 1 * Аннотация. В статье рассмотрены эпизоды романа «Война и мир», в которых герои слушают или исполняют народные музыкальные произведения, показана связь способности воспринимать народную музыку с характером героя. Показаны сцены массового музицирова- ния, построенные по принципу антитезы, являющейся важным композиционным приемом по- строения романа-эпопеи. Ключевые слова: роман-эпопея, народное музицирование, коллективное сознание, ан- титеза . О любви Л. Н. Толстого к музыке написано много. Именно этот вид искус- ства был всегда очень близок писателю, так как в полной мере отвечал его пред- ставлениям о том, какое воздействие может оказывать искусство на человека. Сам Л. Н. Толстой был неплохим музыкантом, с удовольствием и подолгу играл дома на рояле, любил быть аккомпаниатором на семейных праздниках. В Ясной Поляне у него бывали многие музыканты. С некоторыми он часто играл в четыре руки, что было модным увлечением в XIX веке. В романе «Война и мир» не могли не отразиться музыкальные пристрастия Л. Н. Толстого и его представления о роли музыки в повседневной жизни людей и их духовной жизни. Музыкальными способностями или особой восприимчи- востью к этому виду искусства в произведении наделены чаще всего те герои, кто обладает тонкой душевной организацией, высоким моральным потенциалом. Нравственная глухота для Л. Н. Толстого соседствует с глухотой другого плана – отсутствием музыкальности в любых ее проявлениях. Именно поэтому эпизоды, связанные с исполнением музыкальных произведений, пением или танцами, чаще всего рассказывают о Ростовых, людях чувства, живущих под воздей- ствием сильных душевных порывов. А в массовых сценах, где возникают эпи- зоды с пением или исполнением инструментальных произведений, речь идет о представителях простого народа, близкого к земле, общинному быту. Массовое пение изображено в сцене смотра войск у крепости Браунау. Здесь пение хором подано Л. Н. Толстым как некий ритуал: «Барабанщик-запевало обернулся лицом к песенникам и, махнув рукой, затянул солдатскую песню, начи- навшуюся: «Не заря ли, солнышко занималося…» и кончавшуюся словами: «То- то братцы, будет слава нам с Каменским-отцом…». Песня эта была сложена в Турции и пелась в Австрии, только с тем изменением, что на место «Камен- ским-отцом» вставляли слова: «Кутузовым-отцом». Оторвав по-солдатски эти последние слова и махнув руками, как будто он бросил что-то на землю, барабанщик, сухой и красивый солдат лет сорока, строго оглянул солдат-песенников и зажмурился. Потом, убедившись, что все глаза устремлены на него, он как будто бережно приподнял обеими руками * Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-012-00008.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=