Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

186 белому цвету кожи лица не стоял, а вспыхивал, выдавая движения души, полно- кровный румянец» [Интернет-Библиотека: [сайт]. URL: https://ilibrary.ru/text/1161 ]. Красный и розовый здесь ассоциируются с молодостью, здоровьем, жизнью: «при розоватых лучах солнца», «с румянцем во всю щеку», «улыбаясь и краснея» . Желтый, напротив, цвет болезни, изможденности: «нездоровый желтоватый за- гар», «желтое лицо». Черный связан с чем-то зловещим. В целом, следует отметить, что в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Тол- стой достаточно сдержан и вместе с тем точен в выборе цветовых решений. По- мимо традиционной описательной функции – создание пейзажей и портретов персонажей, колоративы позволяют Л. Н. Толстому дать собственную оценку происходящему (оценочная функция), «соотнести содержательно-фактуальную информацию к последующему изложению повествования» (проспективная функция) [Масолова, 2019, 194]. Таким образом, уже в ранних произведениях прослеживается особая манера толстовской цветописи: его палитра не отлича- ется богатством красок, но во многом благодаря этому цветовые единицы полу- чают у писателя глубокое символическое осмысление. Литература 1. Ан, С. А. Семантика цвета в художественном творчестве / С. А. Ан, М. Г. Костерина // Мир науки, культуры, образования. – 2104. – №4. – С. 278–281. 2. Джандигова, Х. М. Прилагательные, обозначающие цвет: На материале идиолекта Л. Н. Толстого / Х. М. Джандигова // Lingua-universum. – Назрань, 2006. – № 2. – С. 75–76. 3. Днепров, В. Д. Идеи времени и формы времени / В. Д. Днепров. – Л.: Сов. писатель, 1980. 4. Кульпина, В. Г. Лингвистика цвета: термины цвета в польском и русском языках / В. Г. Кульпина. – М.: Моск. лицей, 2001. 5. Масолова, Е. А. Колоративы в системе дискурсивных стратегий повество- вания Л. Н. Толстого: На материале романа «Воскресение» / Е. А. Масолова // Уч. зап. Казан. ун-та. – Сер. «Гуманит. науки». – 2017. – Т. 159. – Кн. 1. – С. 92–106. 6. Масолова, Е. А. Ахроматические колоративы в поздней художественной прозе Л. Толстого: Семантика и функции / Е. А. Масолова // Проблемы истори- ческой поэтики. – 2019. – Т. 17. – № 4. – С. 193–2013. 7. Нагина, К. А. Пространственные универсалии и характерологические кол- лизии в творчестве Л. Толстого / К. А. Нагина. – Воронеж: Науч. книга, 2012. 8. Рубенкова, Т. С. Цветообозначения в русской художественной прозе / Т. С. Рубенкова // Фундаментальные и прикладные научные исследования: Ак- туальные вопросы, достижения и инновации: Сб. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф: В 4 ч. – Пенза, 2017. – Ч. 4. – С. 195–198. 9. Толстой, Л. Н. Севастопольские рассказы [Электронный ресурс] / Л. Н. Тол- стой // Интернет-библиотека Алексея Комарова. – URL: https://ilibrary.ru/text/1161 (дата обращения: 13.07.2020).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=