Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

184 взгляд, является немаловажным при изучении идиостиля писателя в целом, по- скольку данный цикл – значимый этап в становлении его художественного метода. Первый рассказ цикла открывается пейзажной зарисовкой города: «темно-си- няя поверхность моря», «сумрак ночи», «первый луч», «веселый блеск», «все черно», «зардевший восток», «блестящее уже на утреннем солнце море», «блестящая ла- зурь», «светлые строения города, окрашенные розовыми лучами утреннего солнца» [Интернет-Библиотека: [сайт]. URL: https://ilibrary.ru/text/1161] . С яркой цветовой палитрой, подчеркивающей красоту мирной жизни, кон- трастируют колоративы семантического поля «война». Здесь Л. Н. Толстой доста- точно скуп в цветовом решении, противопоставление усиливается посредством многократного повтора лексем «черный», «серый», «кровавый»: «окровавленные покойники», «окровавленные носилки», «окровавленные по локоть руки», «черные матросы», «черные точки шлюпок», «черные концы мачт», «черный шар», «жен- щина в сереньком полосатом платье и повязанная черным платком». Интересен прием употребления одних и тех же колоративов, получающих у Л. Н. Толстого различную интерпретацию в зависимости от контекстуального окружения. Напр., черный цвет при описании бесснежного марта в Севастополе мыслится писателем как нечто естественное, природное и не получает негатив- ной оценки, в то время как черные матросы, шлюпки, мачты – явление совер- шенно чуждое мирному течению жизни, поэтому колоратив здесь приобретает отрицательную коннотацию. Аналогичный способ реализации оппозиции «мир – война» мы встречаем в случае употребления прилагательных белоголовый и белокурый с корневой мор- фемой -бел-: «Вы отчалили от берега. Кругом вас блестящее уже на утреннем солнце море, впереди – старый матрос в верблюжьем пальто и молодой белоголо- вый мальчик, которые молча усердно работают веслами»; «Это белокурый, с пух- лым и бледным лицом человек. Он лежит навзничь, закинув назад левую руку, в по- ложении, выражающемжестокое страдание. Сухой открытый рот с трудом вы- пускает хрипящее дыхание; голубые оловянные глаза закачены кверху, и из-под сбившегося одеяла высунут остаток правой руки, обвернутый бинтами» [Интер- нет-Библиотека: [сайт]. URL: https://ilibrary.ru/text/1161 ]. Белоголовый мальчик – само олицетворение жизни, ее мирного течения и продолжения – и белокурый солдат, жизнь которого обрывает война, – эти образы выражают толстовскую идею о войне как кровавой бойне, противной человеческой сущности. Выступают колоративы в тексте рассказа и в структуре художественной де- тали, фокусируя в себе идейно-смысловую нагрузку фрагмента. Говоря, напр., о жителях и защитниках Севастополя, Л. Н. Толстой обращает внимание читате- лей на безукоризненно белые перчатки одного из офицеров и розовое платье де- вицы, подчеркивая тем самым их уверенность, спокойствие, желание сохранить привычный ход жизни, несмотря ни на что: «Напрасно вы будете искать хоть на одном лице следов суетливости, растерянности или даже энтузиазма, го- товности к смерти, решимости, – ничего этого нет: вы видите будничных людей, спокойно запятых будничным делом» [Интернет-Библиотека: [сайт]. URL: https://ilibrary.ru/text/1161] .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=