Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
183 Т. В. Сафонова Тула, Россия КОЛОРАТИВНАЯ ЛЕКСИКА В «СЕВАСТОПОЛЬСКИХ РАССКАЗАХ» Л. Н. ТОЛСТОГО Аннотация. Статья посвящена анализу состава колоративной лексики, используемой Л. Н. Толстым в «Севастопольских рассказах», и ее роли в реализации идейно-содержатель- ного замысла произведения. Исследуемый материал позволяет выделить цветовые предпо- чтения писателя, что обусловлено стремлением автора дать оценку происходящему, макси- мально достоверно воссоздать место событий и характеры героев, кроме того, отмечается и символическое прочтение ряда колоративов. Ключевые слова: колоративы, колоративная лексика, функции, цветопись, цветообо- значение. Цвет – важная составляющая нашей жизни. Предпочитает ли человек тот или иной цвет в повседневности, определяет ли характер цветовой палитры сво- его произведения живописец или мастер слова – каждый раз мы вольно или не- вольно выражаем себя, пытаемся почувствовать, понять и интерпретировать в соответствии с собственным внутренним миром все, что нас окружает. «Цвет несет в себе определенное эмоциональное состояние, так как цвет, по опреде- лению, – не что иное, как человеческое субъективное психофизиологическое ощущение. Эти ощущения различны у разных людей. Представления о миро- устройстве и мировом порядке опосредованно выражаются в гармонии цвета» [Ан, 2014, 279]. Интерес к характеру цветообозначений возник достаточно давно: «уже в древности люди были знакомы с концепцией спектра и его соотношением с семью Творящими Богами, или Силами»; культовые сооружения окрашивались в симво- лические цвета, «в средние века цвет служил своего рода средством сообщения ин- формации или знаком, отличающим определенные объекты» [Ан, 2014, 279]. На современном этапе понятие цвета является объектом изучения самых разных областей науки. В лингвистике за достаточно обширным классом единиц с архисемой «цвет» закрепились термины «колоративы», «колоративная лек- сика» [Кульпина, 2001, 441]. В настоящее время система колоративов, их функ- ции в художественных произведениях, цветовые предпочтения писателей, сим- волика цвета – актуальная область исследования лингвистики текста. В ряде научных исследований уже получили освещение некоторые вопросы цветописи, используемой Л. Н. Толстым: В. Д. Днепров, напр., отмечает особую роль колоративов в создании писателем философских образов [Днепров, 1980], Т. С. Рубенкова выявляет характер участия данных единиц в структуре психоло- гических портретов персонажей [Рубенкова, 2017], К. А. Нагина и Х. М. Джан- дигова обращаются к семантической составляющей цветовых доминант в от- дельных произведениях писателя [Нагина, 2012; Джандигова, 2006], колоративы в системе дискурсивных стратегий и их функции в поздних произведениях Л. Н. Толстого в центре внимания Е. А. Масоловой [Масолова, 2017; 2019]. В настоящей статье предпринимается попытка описания колоративной лек- сики, используемой Л. Н. Толстым в «Севастопольских рассказах», что, на наш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=