Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

182 те же звуки стрельбы, хотя и отдаленной , но все еще наводящей ужас; кроме того была духота и пыль » (т. 3, ч. 3, гл. VIII). Исследователи не раз отмечали ту большую роль, которую играют в тол- стовских текстах акцентированные детали (внешности человека, интерьера, пей- зажа, характеристики героя или ситуации и т.п.). Не будем повторять общеиз- вестные наблюдения. Отметим лишь, что особым типом акцентирования у Тол- стого может быть курсивное выделение в тексте того или иного слова, называю- щего выделяемую деталь или указывающего на нее. Часто встречающийся у Тол- стого многократный повтор акцентированной детали в таком случае проявляется как повтор курсивного слова. В результате возникает своеобразная разновид- ность композиционного приема повтора акцентированной детали. Так, в IX главе третьей части третьего тома романа курсивное местоимение они (в значении ‘солдаты’) встречается 9 раз, в следующей главе оно однократно повторяется. Каждый новый повтор расширяет, уточняет и углубляет важные для Толстого и передаваемые через сознание Пьера мысли о том, кто является истинным дви- гателем истории и «стратегом» Бородинского сражения. Приведем несколько ступеней этого смыслового движения: «… они все время, до конца были тверды, спокойны… <…> они ясно и резко отделялись в его мысли от всех других людей. <…> они с своими простыми, добрыми, твердыми лицами <…> они просты. Они не говорят, но делают. Сказанное слово серебряное, а несказанное – золотое». Подобные фрагменты с повтором и поступательным смысловым углубле- нием акцентированного слова (в том числе выделенного курсивом) становятся узнаваемым композиционным элементом толстовского текста и обогащают по- следующую русскую литературную практику. В заключение следует отметить, что ни одно из крупных эпических произ- ведений русской литературы XX века не обошлось без использования компози- ционных приемов Толстого. Ими в равной степени пользовались писатели как советского, так и диссидентского лагерей: с одной стороны, А. Фадеев, К. Федин, Л. Леонов, К. Симонов, с другой – Д. Мережковский, М. Алданов, В. Гроссман, А. Солженицын. Литература 1. Толстой, Л. Н. Война и мир / Л. Н. Толстой // Толстой, Л. Н. Собрание сочинений: В 20 т. / Л. Н. Толстой. – М.: Худож. лит., 1961–1963. Т. 4–7.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=