Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

179 и безупречной праздности состояло и будет состоять главная привлекательность военной службы. Николай Ростов испытывал вполне это блаженство…» (т. 2, ч. 4, гл. I). Обратим внимание на отвлеченную лексику дедуктивного зачина: празд- ность, блаженство, падение, любовь и др. Вот еще несколько примеров подобной композиции. «В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых преобладает содержание, другие – в которых преобладает форма. К числу таковых, в противоположность деревенской, земской, губернской, даже московской жизни, можно отнести жизнь петербургскую. В особенности салонную. Эта жизнь неизменна. С 1805 года мы мирились и ссорились с Бонапартом, мы делали конститу- ции и разделывали их, а салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же…» (т. 3, ч. 2, гл.VI) . Вновь обратим внимание на отвлеченную лексику: подразделение, явления, содержание, форма. «Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений, но по- требность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждое отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представ- ляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном исто- рическом месте, – исторических героев... После Бородинского сражения, занятия неприятелем Москвы и сожжения ее, важнейшим эпизодом войны 1812 года историки признают движение русской армии с Рязанской на Калужскую дорогу… (т. 4, ч. 2, гл. I). Отвлеченная лексика в композиционном старте-зачине: ум, причина, явле- ние, сближение, воля. Подобное композиционное развертывание характерно многим явлениям крупного повествовательного жанра в творчестве Толстого. Некоторые емкие примеры толстовской дедуктивной композиции стали «крылатыми фразами» русского языка: например, зачин романа «Анна Каренина»: «Все счастливые се- мьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских». Особую роль во всех романах Л. Н. Толстого приобретают ретроспектив- ные ходы, которые сами по себе являются не столько атрибутом композиции, сколько явлением синтаксиса. Однако в масштабном повествовании они могут приобретать более глобальное значение и становиться элементом организации повествования. Традиционные ретроспективные отсылки как это было ранее, вспомнилось, всплыло в памяти и т. п. обрастают в таких случаях дополнитель- ными подробностями, превращаясь в элемент содержательной архитектоники произведения. Вот один из показательных примеров (в рассказе о Наташе и Ни- колае Ростовых):

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=