Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

176 Д. А. Романов Тула, Россия О КОМПОЗИЦИОННЫХ НОВАЦИЯХ Л. Н. ТОЛСТОГО (на материале романа-эпопеи «Война и мир») 1 * Аннотация. В работе сделан обзор композиционных приемов, разработанных и закреп- ленных Л. Н. Толстым в русской литературной традиции. Определены языковые черты оформления рассматриваемых композиционных элементов и приведены их иллюстрации из романа-эпопеи «Война и мир». Намечены векторы творческой рецепции толстовских компо- зиционных приемов в литературе XX века. Ключевые слова: пограничные состояния сознания, одновременность событий, дедук- тивная композиция, ретроспективные ходы, ячейки необъяснимости, поток сознания, акцен- тированная деталь. Композиционные новации Л. Н. Толстого неотрывны от языковых. Его за- слуга состоит в том, что он не только внес в построение художественных произ- ведений некие абсолютно новые элементы, которых ранее литература не знала, но и в том, что он предложил их определенный языковой рисунок: лексическое наполнение, синтаксическое развитие, эмоционально-стилистическую окраску и т. д. При этом Толстой заложил новые традиции построения художественного текста, которые после него стали воспроизводиться другими писателями: они включали в свои произведения аналогичные композиционные элементы и воспро- изводили при этом толстовские языковые ходы, в той или иной степени повторяя языковое оформление аналогичных фрагментов его литературных текстов. Рассмотрим основные композиционные новации Толстого на примере ро- мана-эпопеи «Война и мир». На страницах «Войны и мира» Толстой разработал и закрепил в творческой практике целый ряд композиционных блоков текста, передающих различные по- граничные состояния человеческой психики. Эти блоки характеризуются вполне определенным языковым наполнением. Так изображена граница реальности и бреда, путающееся сознание человека. Какие-то звуки окружающего мира воз- вращают героя повествования в действительность, позволяют осмыслить само пограничное состояние, но сознание такого человека неумолимо мутится. Это чувствует, например, смертельно раненный князь Андрей: «И питии-пити-пити и ти-ти, и пити-пити – бум, ударилась муха… И внимание его вдруг перенеслось в другой мир действительности и бреда, в котором что-то происходило особен- ное» (т. 3, ч. 3, гл. XXXII). Подобное же состояние будет у Анны Карениной в день самоубийства, и Толстой повторит найденные психологические и языко- вые подходы к изображаемому. Другое пограничное состояние – между сном и явью («как во сне»), когда все действия человека машинальны, как определял сам Толстой, – «инстинк- тивны». В таком состоянии выходит из дома Пьер, собираясь убить Наполеона: «Он ничего не слышал и не видел вокруг себя… Он хотя ничего не видел и не * Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-012-00008.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=