Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

172 В. С. Мосолова Тула, Россия Л. Н. ТОЛСТОЙ И А. Т. БОЛОТОВ В ПОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА: ЕДИНСТВО ТВОРЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ (лингвостилистические заметки) Аннотация. В статье рассматривается творческая преемственность между А. Т. Боло- товым и Л. Н. Толстым в воспроизведении человеческих характеров. Исследование прове- дено на материале антропонимической лексики. Ключевые слова: лексика, семантика, характеристики человека, художественный ме- тод, историзм, психологизм. «Война и мир» является, пожалуй, самым известным произведением Л. Н. Толстого. По мнению В. Я. Лакшина Лев Толстой обратился «к особому состоянию народного сознания в героическую пору 1812 года, когда люди из раз- ных слоев населения объединились в сопротивлении иноземному нашествию» [Лакшин, 1977, 82], что, следовательно, cоставило основное содержание романа. Весьма важным аспектом при написании романа было для Толстого наблю- дение за духовным ростом и развитием основных действующих лиц. Писатель стремился по ходу развития сюжета как можно более подробно, ярко и развёр- нуто описать становление и формирование внутреннего мира персонажей, а также их самосовершенствование в нравственном плане. Главной темой в романе является жизнь русских людей в период Отече- ственной войны 1812 года. «Война и мир» насчитывает свыше пятисот действу- ющих лиц, как придуманных писателем, так и реальных. Тех героев, которым симпатизирует Толстой, он показывает со всеми психологическими сложно- стями их внутреннего мира (главным образом в процессе совершенствования и познания себя). Такими являются Андрей Болконский, Николай Ростов, Пьер Безухов, княжна Марья и Наташа Ростова. Отрицательных персонажей (вроде Элен и Анатоля Курагиных) писатель намеренно лишает положительных качеств и возможности духовно развиваться, дабы вызвать у читателя антипатию к ним. Приведём несколько примеров из текста романа, в которых автор лексиче- скими средствами прямой семантики (без смысловых переносов и иных художе- ственных приемов) репрезентирует положительные и отрицательные черты ха- рактера героев, их свойства, наклонности, устремления. В скобках дадим дефи- ниции таких характеризующих лексем (по толковому словарю С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой). Положительные качества личности: « Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нём выкупались выражением добродушия (добро- душный – ‘добрый и мягкий по характеру, незлобливый’), простоты (простота (стар.) – ‘отсутствие ума, глупость’) и скромности (скромный – ‘сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый’)». « Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность (деятельность – ‘занятия, труд’) и ум (ум – ‘способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=