Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
169 догонять Ефима, спас людей от гибели, наладил им быт и вернулся домой после Успения. По Евангелию, на Успение Апостолы чудесным образом собрались в Иерусалиме. Елисей раньше Ефима «оказался» в Иерусалиме: Ефиму показа- лось, что впереди всех у благодатного огня молился Елисей. Вернувшись домой и увидев Елисея за работой, Ефим понял, что Бог велел жить любовью и заботой о людях; в большей части рассказа Толстой называет этого персонажа по дан- ному при крещении имени: оним Ефим (др.-греч.) имеет семантику ‘благочести- вый’, ‘предвещающий добро’. Ефим, пересмотрев отношение к жизни, станет толстовским праведником за пределами повествования. В рассказе «Два ста- рика» онимы Елисей и Ефим выполняют функцию перспективизации. В рассказе «Упустишь огонь – не потушишь» конфликт двух крестьянских семей, начавшийся из-за яйца, снесенного курицей на чужом дворе, привел к со- жжению половины села и к гибели Фрола, отца Ивана. Семь лет враждовали семьи Ивана Щербакова и Гаврилы Хромого. Гаврило грозился убить Ивана и сжег его дом. Вняв словам отца, Иван простил Гавриле; крестьянские семьи стали испол- нять заповеди Бога, что привело их к душевному спокойствию и процветанию. Система персонажей в рассказе «Упустишь огонь – не потушишь», как и в эпиграфе из Евангелия, строится на противопоставлении праведников и грешников: в притче праведник – государь, а грешник – раб, душивший чело- века и посадивший его за долги в темницу. В начале рассказа Толстого правед- ники – Фрол, Гордей и старичок-судья, а грешники – конфликтующие семьи му- жиков. Прегрешения Гаврилы соотносятся с поведением раба из притчи. Фрол и старичок-судья, призывавшие жить по законам Бога, сродни Государю, про- стившему рабу долг. В финале рассказа все персонажи прощают друг другу ошибки и строят добрососедские отношения. В притче государь , раб , должник раба , истязатели безымянны и названы по социальному статусу и профессии. В рассказе Толстого характеристики пер- сонажей обобщены: нет ни описания их внешности, ни указания на одежду и внутренний облик; у безымянных персонажей обозначены 1) возраст и профес- сия: старичок-судья ; 2) семейный статус: молодайка , сноха , сын , дети ; 3) сте- пень знакомства: соседи. Главные действующие лица этого рассказа именуются по ониму, который «диктует» людям праведное поведение, «наставляя» согрешающих на путь ис- тинный. Пока был жив Гордей, отец Гаврилы, раздор между соседями был немыслим. Глава семьи назван так не случайно: оним Гордей (др.-греч.) означает ‘царь’, ‘повелитель’, ‘властелин’. Толстовский Фрол (искаженное от латинского Флор , что переводится как ‘цветущий’) носит имя одного из раннехристианских мучеников, который, уверовав во Христа, исцелял людей и обращал их в христи- анскую веру. Толстовский Фрол образумил сына и умер, убедившись, что Иван осознал свой грех. Четыре раза Гаврила назван по прозвищу – Хромой : при изображении начала конфликта, в сценах драки, судейской тяжбы и поджога; в остальных слу- чаях автор использует оним Гаврило . Четыре раза при именовании Ивана встре- чается поэтоним Иван Щербаков : при рассказе об участии в судебных тяжбах (называние персонажа по поэтониму обычно присутствует в сценах суда)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=