Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

168 подверженность Афанасия греху гордыни и сказал, что отказ Иоанна от золота дороже того, что сделано Афанасием на деньги Диавола. Афанасий понял, что только трудом можно служить Богу и людям. В финале рассказа этот персонаж стал «соответствовать» своему имени: Афанасий (др.-греч.) означает ‘бессмерт- ный’, – деяния человека, направленные на исполнение воли Бога, заслуживают бессмертной славы. В рассказе Толстого онимы Афанасий и Иоанн выполняют функцию перспективизации. В рассказе «Вражье лепко, а Божье крепко» раб Алеб по наущению Диавола, пытавшегося посеять раздор, решил рассердить доброго хозяина и сломал луч- шему барану ногу. Хозяин огорчился, но не наказал раба, а, вопреки всеобщим ожиданиям, отпустил его на волю. Увидев это, Диавол заскрежетал зубами и про- валился сквозь землю. Оним Алеб , означающий ‘победитель ’ (араб.), становится травестией: победителем является не Алеб, а хозяин , посрамивший Диавола и упрочивший силу добра. Хозяин раба – безымянный персонаж; один раз он именуется как добрый хозяин и трижды – как добрый господин ; такое называние приобретает расширительное значение: в экзегетике хозяин дома трактуется как Бог . Рассказ «Вражье лепко, а Божье крепко» выступает как аллегория победы Бога над Диаволом; оним Алеб выполняет деконструктивную функцию, а оним хозяин / господин – символическую функцию. В рассказе «Два старика» Ефим Тарасыч Шевелев и Елисей Бодров отпра- вились поклониться Гробу Господню. Степенный мужик Ефим не пил, не курил, не сквернословил, дважды был старостой. Оним Тарас (др.-греч.), от которого образован патроним персонажа, означает ‘беспокойный’, ‘смутьян’. Земные за- боты одолели Тарасыча: то он женил внука, то сына ждал из солдатства, то затеял класть новую избу; будучи полноправным хозяином в доме, он не давал сыно- вьям самостоятельно вести хозяйство, а потому откладывал запланированное па- ломничество в Иерусалим. Фамилия Шевелев , образованная от прозвища Ше- вель , восходит к глаголам шеволить , что означает ‘спешить’, и шевелять , т. е. ‘картавить’. В начале рассказа поэтоним Ефим Тарасыч Шевелев имел опреде- ленную негативную коннотацию и выступал в символической функции. Ефим оказался эгоистом и плохим товарищем: не дождавшись Елисея, зашедшего в одну избу выпить воды, он отправился в путь, думая сугубо о спасении соб- ственной души; считая себя справедливым человеком и паломником, преиспол- ненным гордости от пребывания в Иерусалиме, Ефим не простил страннику долг и, молясь у Гроба Господня, проверял, не своровали ли у него кошелек. Елисей, в отличие от Ефима, и водку порой пил, и табак нюхал, и не считал нужным контролировать, как взрослые сыновья управляются по хозяйству. На уровне портретной характеристики и антропонимической формулы называния Толстой внушает эмпатию к Елисею: этот персонаж, как и Елисей-пророк, был с лысиной во всю голову; оним Елисей (др.-евр.) означает ‘Бог – спасение’; фами- лия Бодров образована от прозвища Бодрей , что означает ‘бодрый’, ‘бдитель- ный’, ‘смелый’, ‘здоровый’, ‘сильный’. Поэтоним Елисей Бодров обладает мощ- ным положительным потенциалом и выполняет символическую функцию. Ели- сей ни разу не назван по патрониму: оним этого персонажа «гарантирует» ему успех во всех деяниях. Увидев умиравших от голода людей, Елисей раздумал

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=