Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
166 Е. А. Масолова Новосибирск, Россия АНТРОПОНИМЫ В НАРОДНЫХ РАССКАЗАХ Л. Н. ТОЛСТОГО: ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Аннотация. В статье на материале народных рассказов Толстого «Ильяс», «Два брата и золото», «Вражье лепко, а Божье крепко», «Два старика», «Упустишь огонь – не потушишь» и повести «Ходите в свете, пока есть свет» рассматриваются способы наименования персо- нажей, выявляются семантика онимов и причины «изменения» называния персонажа, опре- деляются функции антропонимов. Толстой рисует простонародных персонажей, которые либо изначально жили праведно и «оправдали» данное им при крещении имя, либо в финале рас- сказа начали служить Богу и людям и оказались «достойны» высокой миссии, заложенной в семантике их онимов. Делается вывод, что в народных рассказах Толстого антропонимы выполняют преимущественно функцию перспективизации. Ключевые слова: Л. Н. Толстой, антропоним, оним, семантика, функция идентифика- ции, функция характеризации, функция перспективизации, деконструктивная функция, симво- лическая функция. Рассмотрение антропонимов – важный аспект анализа поэтики художе- ственных произведений. В отечественной художественной литературе антропо- нимы, воспроизводящие ономастические нормы, – онимы (имена собственные с различными эмоционально-экспрессивными суффиксами), патронимы (отче- ства), двухчастные поэтонимы (оним и патроним / оним и фамилия), трехчаст- ные поэтонимы (оним, патроним и фамилия) – отражают самооценку персона- жей, их межличностные связи, имплицитно или эксплицитно выраженное отно- шение писателя к этим людям. Кроме имен собственных, антропонимами могут выступать местоимения, указания на национальность, местожительство и т. п. В зависимости от интенций автора антропонимы выполняют различные функ- ции, в том числе 1) функцию идентификации : антропонимы отражают гендер- ную и / или возрастную принадлежность, социальный и / или семейный статус, профессию и т. д.; 2) функцию характеризации , присущую, в первую очередь, прозвищам: читатель получает информацию о внешности, фигуре, психическом складе человека; наличие в антропонимах нарицательного элемента служит пря- мой или косвенной характеристикой их носителей; 3 ) функцию перспективиза- ции : выбор антропонима предопределен отношением содержательно-фактуаль- ной информации к последующему изложению повествования; антропонимы «моделируют» судьбу персонажа; 4 ) деконструктивную функцию , сопряженную с приемом языковой игры и / или искажением / травестированием этимологии онима, что заставляет читателя поменять каноны восприятия именования персо- нажа; 5) символическую функцию , детерминированную читательским понима- нием аллюзии: антропонимы приобретают дополнительные значения за счет своей аллюзивности, которая, будучи порожденной социально-психологиче- скими и культурно-историческими факторами, углубляет образный и концепту- альный планы произведения. Антропонимы в творчестве Толстого мало изучены. Ученые обращают вни- мание на способы именования персонажей преимущественно в романном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=