Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

156 В этот момент изменяются чувства героя. Вновь как ключевые воспринима- ется слова жалко и жалость : «Пьер молча сопел носом, глядя на нее. Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать ее; но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку »; «Еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера» [с. 386]. Во время этой встречи Наташа уже думает не только о себе, но и об Андрее Болконском. В героине пробудилось чувство сострадания, вины. Она мучится из- за того, что принесла много горя другому человеку, на что указывает повтор слова простить (с семой 'исцелить' [Фасмер, 3, 380]), а также номинация зло (с семами 'черствый', 'бесчеловечный', 'наглый', 'грубый', 'несправедливый', 'ложь' [Фасмер, 2, 99]). Наташа убеждена, что жизнь ее кончена, но теперь стра- дает из-за того, что совершила безнравственный поступок и не может себя про- стить за это: «– Нет, я знаю, что все кончено , – сказала она поспешно. – Нет, это не может быть никогда . Меня мучает только зло , которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить , простить , простить меня за все... – Она затряслась всем телом и села на стул» [с. 386]. При этом Наташа ни в чем не обвиняет Анатоля. Она не соглашается с Пье- ром, который называет Курагина дурным человеком. По В. И. Далю, определе- ние дурной (с семами 'глупый', 'сумасшедший' [Фасмер, 1, 555]) в сочетании со словом человек имеет значение «нехорошiй, во всехъ отношеньяхъ» [Даль, I, 502]. В тексте данная лексическая единица приобретает сему 'безнравственный': «– Я бы желал знать, любили ли вы... – Пьер не знал, как назвать Анатоля, и покраснел при мысли о нем, – любили ли вы этого дурного человека ? – Не называйте его дурным , – сказала Наташа. – Но я ничего, ничего не знаю... – Она опять заплакала» [с. 386]. Страдания Наташи, чувство вины, которое она испытывает, произвели силь- ное впечатление на Пьера. В душе его возникло по отношению к ней не только чувство жалости. В сердце своем он ощутил нежность и любовь: «И еще больше чувство жалости , нежности и любви охватило Пьера. Он слышал, как под оч- ками его текли слезы , и надеялся, что их не заметят» [с. 386]. Безухов, испытав во время разговора настоящее потрясение, сумел найти слова, которые убедили Наташу, что жизнь не кончена. Изменились и чувства, которые испытывала ге- роиня. Отсюда использование в тексте слов стыд и самоунижение , затем благо- дарность и умиление : «– Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, – сказал он ей. – Для меня? Нет! Для меня все пропало, – сказала она со стыдом и само- унижением . – Все пропало? – повторил он. – Ежели бы я был не я, а красивейший, ум- нейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коле- нях просил руки и любви вашей. Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и, взглянув на Пьера, вышла из комнаты» [с. 387]. После объяснения с Наташей Пьер испытывает новые чувства, на что ука- зывает использование в тексте слов умиление , счастье и любовь : «Пьер тоже вслед за нею почти выбежал в переднюю, удерживая слезы умиления и счастья ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=