Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
155 Переживания, которые испытывает Пьер в этот момент, зафиксированы в тексте с помощью слов жалко , жалел (с семами 'печаль', 'скорбь', 'очень бо- леть', 'испытывать боль', 'мучение', 'терзать', 'умирать' [Фасмер, 2004, 2, 375]), а также презрение и отвращение , входящих в лексико-тематическую группу «чувства Пьера Безухова»: «Но ему все-таки до слез жалко было князя Андрея, жалко было его гордости. И чем больше он жалел своего друга, тем с большим презрением и даже отвращением думал об этой Наташе, с таким выражением холодного достоинства сейчас прошедшей мимо него по зале» [с. 375]. Увидев Ростову, Пьер проявление внешнего ( спокойное достоинство и строгость ) принял за внутреннее состояние героини: «Он не знал, что душа Наташи была преисполнена отчаяния , стыда , унижения и что она не виновата была в том, что лицо ее нечаянно выражало спокойное достоинство и стро- гость » [с. 375–376]. Но все меняется, когда Пьер видит Наташу во время разговора в ее комнате. Исчезает то холодное достоинство, которое так поразило его. Отсюда использо- вание в тексте слов с семами 'внешний вид', 'состояние души героини': «Наташа, бледная , строгая , сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно-блестящим , вопросительным взглядом , упорно смотрела на него , не кивнула ему головой . Она не улыбнулась , не кивнула ему головой , она только упорно смотрела на него …» [с. 377]. Важно отметить, что в этот момент героиня не думает о себе. Свое отноше- ние к людям она соотносит с их отношением к Анатолю. Так героиня поступает и с Пьером. На это указывает использование в тексте антонимов друг , враг : «<…> и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг , как и все другие, по отношению к Анатолю? Сам по себе Пьер, очевидно, не суще- ствовал для нее» [с. 377]. И все-таки Пьеру Наташа верит. Он для нее носитель правды, и это знает Ахросимова: «– Он (Пьер. – О.Л .) все знает, – сказала Марья Дмитриевна, ука- зывая на Пьера и обращаясь к Наташе. – Он пускай тебе скажет, правду ли я говорила» [с. 377]. Использование в тексте при описании героини сравнения («Наташа, как под- стреленный, загнанный зверь смотрит на приближающихся собак и охотников , смотрела то на ту, то на другого» [с. 377]) также раскрывает состояние Наташи, ее переживания. Для нее наступает момент истины. Правда Пьера звучит для Росто- вой как смертельный приговор, который не подлежит обжалованию: Вторая встреча Пьера Безухова с Наташей состоялась через несколько дней вечером в гостиной дома Ахросимовой. Толстой вновь, используя ряд определе- ний, описывает внешность героини, а также фиксирует ее местонахождение в комнате – середина гостиной, поведение: «Наташа, исхудавшая , с бледным и строгим лицом ( совсем не пристыженная , какою ее ожидал Пьер), стояла по- середине гостиной. Когда Пьер показался в двери, она заторопилась , очевидно, в нерешительности подойти ли к нему или подождать его»; «<…> она, близко подойдя к нему, остановилась , тяжело дыша и безжизненно опустив руки , со- вершенно в той же позе, в которой она выходила на середину залы, чтобы петь, но совсем с другим выражением» [с. 385–386].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=