Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

154 – Да чего ж ты хотела? – вскрикнула, опять горячась, Марья Дмитриевна. – Что ж, тебя запирали, что ль? Ну кто ж ему мешал в дом ездить? Зачем же тебя, как цыганку какую, увозить?.. Ну, увез бы он тебя, что ж ты думаешь, его бы не нашли? Твой отец, или брат, или жених? А он мерзавец, негодяй, вот что!» [с. 372]. Важно отметить, что пространство дома Ахросимовой в момент конфликта воспринимается как традиционное, «свое», и в то же время как пространство, в котором рушатся общепринятые нормы. Так, Марья Дмитриевна узнав пред- стоящем бегстве Наташи с Анатолем Курагиным, закрыла ее на ключ. Потом Ахросимова «долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать» [с. 371]. После разговора Марьи Дмитриевны с Наташей все в доме словно замерло, остановилось. Наташе показалось, что жизнь ее кончилась. Объясняется это с тем, что героиня воспринимала Анатоля как человека, воплотившего в себе мечту всей ее жизни. С ним было связано представление об идеальной любви, когда человек перестает думать о последствиях своих поступков, растворяется в чувствах, готов на любые жертвы. Увлечение героини было настолько силь- ным, что мир для нее вначале разделился на две части: Анатоль и все остальные, превратившиеся во врагов. Затем, после того как раскрылся обман, этот мир для Наташи просто рухнул, жизнь лишилась смысла. Вначале была еще надежда. От- сюда тревожное ожидание в своей комнате у окна, ощущение загнанности: «Наташа в это утро не выходила из своей комнаты» [с. 373]; «А она (Наташа. – О.Л .) ждет, второй день ждет» [с. 376]. Необычное описание пространства связано также в тексте и с восприятием его Пьером Безуховым, которого пригласила к себе для серьезного разговора Ахросимова. Разговор с хозяйкой дома происходил в ее спальне, то есть в ком- нате, в которую чужие обычно не приглашались. Именно в спальне, сокровенном месте, Марья Дмитриевна рассказала Пьеру о том, что Наташа разорвала свои отношения с Андреем Болконским, а также о ее попытке бежать из дома вместе с Анатолем Курагиным. Разговор Пьера и Наташи также происходит в комнате героини, что тоже необычно: «– Наташа не совсем здорова; она в своей комнате и желала бы вас видеть. Марья Дмитриевна у нее и просит вас тоже» [с. 377]. Комната Наташи в этот момент – это пространство непонимания. Так, не понимают друг друга не только Наташа и Ахросимова, но и Наташа и Пьер. Например, когда в зале Безухов увидел Ростову, то она, не сказав ему ни слова, вышла из комнаты. Восприятие Пьером происходящего восходит к противопоставлениям «Ана- толь Курагин – Андрей Болконский», «Наташа, которую Пьер знал в детстве, – Наташа, которая влюбилась в Курагина». Героиня в сознании Пьера уподобилась Элен. В связи с этим в лексико-тематическую группу «Наташа Ростова» входят слова, словосочетания с отрицательной коннотацией: «Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости , глупости и жестокости . Он вспомнил о своей жене. "Все они одни и те же", – сказал он сам себе, думая, что не ему одному достался печальный удел быть связанным с гадкой женщиной » [с. 375].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=