Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

153 Дом в тексте обозначает также «семейство, семью, хозяев с домочадцами» [Даль, I, 465]: «Весь дом был в страхе и волнении» [с. 381]. В лексико-тематическую группу «дом» входят слова гостиная ( в гостиной ), коридор ( в коридоре ), комната ( по комнатам , к комнате , в комнату , из ком- наты ), передняя , зала , спальня : «Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре , заставила ее во всем признаться»; «<…> села в гостиной , ожидая похитителей»; «Соня, рыдая, сидела в коридоре » [с. 371]; « В передней Ахроси- мовой лакей, снимая с Пьера его шубу, сказал, что Марья Дмитриевна просят к себе в спальню . Отворив дверь в залу …» [с. 375]; «Кратко и точно изложив ему свои требования, она (Ахросимова – О.Л .) выпустила его в гостиную » [с. 376]. С самого начала четко определяются границы жилища, фиксирующие «свое» пространство. В лексико-тематическую группу «граница дома» входят слова калитка , ворота , двор , крыльцо и дверь : «Долохов стоял у ворот . Анатоль пошел за горничной на двор , поворотил за угол и вбежал на крыльцо »; «– К ба- рыне пожалуйте, – басом сказал лакей, загораживая дорогу к двери »; «Долохов у калитки , у которой он остановился, боролся с дворником, пытающимся запе- реть за вошедшим Анатолем калитку » [с. 370 – 371]. Дом в тексте воспринимается как пространство с особой атмосферой. Оно и «свое», и «чужое». В исследуемых главах это место, в котором с радостью при- нимают гостей и заботятся о них, но затем оно превращается пространство стра- даний, осмысления своих и чужих поступков с точки зрения нравственных ценно- стей. В связи с этим с лексико-тематической группой «дом» соотносятся при опи- сании событий, произошедших в жилище, лексико-тематические группы «портрет Наташи Ростовой», а также «страдания Наташи после неудавшегося побега». В лексико-тематическую группу «портрет Наташи Ростовой» входят слова с семами 'внешность', 'цвет', 'переживания героини': « И Марья Дмитриевна и Соня удивились, увидав лицо Наташи. Глаза ее были блестящие и сухие , губы поджаты , щеки опустились » [с. 372]; «Но Наташа не спала и остановившимися раскрытыми глазами из бледного лица прямо смотрела перед собою»; «С под- жатыми растрескавшимися губами , сухими остановившимися глазами , она си- дела у окна и беспокойно вглядывалась в проезжающих по улице и торопливо оглядывалась на входивших в комнату»; «<…> лицо ее приняло прежнее холод- ное и даже злое выражение » [с. 373]; «<…> Пьер увидал Наташу, сидевшую у окна , с худым, бледным и злым лицом . Она оглянулась на него, нахмурилась и с выражением холодного достоинства вышла из комнаты» [с. 375]. В лексико-тематическую группу «страдания Наташи после неудавшегося по- бега» входят слова с семами 'чувства героини', 'поведение': « Наташа лежала на ди- ване, закрыв голову руками , и не шевелилась » [с. 371]; «– Оставь... те... что мне... я... умру... – проговорила она, злым усилием вырвалась от Марьи Дмитриевны и легла в свое прежнее положение»; «Опять тело Наташи заколебалось от рыданий » [с. 372]. Характеризует героев в пространстве конфликта использование большого ко- личества восклицательных и вопросительных предложений, а также предложений неполных, которые передают чувства Наташи и Марьи Дмитриевны: «– Ах, оставьте меня, зачем вы всему помешали! Зачем? зачем? кто вас просил? – кричала Наташа, приподнявшись на диване и злобно глядя на Марью Дмитриевну.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=