Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
152 О. В. Ланская Липецк, Россия ДОМ КАК ПРОСТРАНСТВО КОНФЛИКТА (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») Аннотация. В статье на материале глав романа Л. Н. Толстого «Война и мир» исследуется ключевое слово дом в значении «жилище» и «семья», входящее в одноименную лексико-темати- ческую группу и связанное с рядом других лексико-тематических групп, раскрывающих чувства Наташи Ростовой и Пьера Безухова. Пространство дома в исследуемых главах рассматривается как конфликтное. Данное понятие помогает понять характеры героев в сложной жизненной ситу- ации, раскрыть взаимоотношения, основанные на представлении о нравственных ценностях. Ключевые слова: пространство, конфликт, ключевое слово, лексико-тематическая группа, сема, словосочетание. Дом как органическое целое в художественном тексте иногда воспринима- ется как пространство «свое» и «чужое», как место конфликта, который оказы- вает влияние на судьбу человека. Пространство дома Марьи Дмитриевны Ахро- симовой в романе Толстого «Война и мир» (том второй, часть пятая, главы XVII – XX, XXII) в этом плане не исключение. Оно помогает понять характеры героев, раскрывает особенности их отношений. В работе «Гармонии таинственная власть. Об органической поэтике» С. Т. Вайман утверждает, что пространство «этически содержательно и активно» [Вайман, 1989, 89], что оно «персонифици- ровано – осложнено личным характером и судьбой» [Вайман, 1989, 90], связано в художественном произведении с конфликтом. Так, в драме А. Н. Островского «Гроза» определяется убывающее (регрессивное) пространство, которое «знаме- нует разрастание трагической коллизии: высокий берег – дом – овраг – часовня – арка» [Вайман, 1989, 89]. В романе же Толстого «Война и мир» в эпизоде, который условно можно назвать «Попытка похищения Наташи Ростовой», физическое пространство вос- принимается традиционно. Восприятие же его в обозначенном эпизоде изменя- ется в связи с событиями, участниками которых становятся герои, той атмосфе- рой, которую эти события порождают. Место действия – дом Марьи Дмитриевны Ахросимовой, уважаемой всеми в московском обществе дамы. Ключевым при определении ее жилища является слово дом (в значении «строение для житья; в городе, жилое строенье» [Даль, I, 465]), которое в тексте приобретает семы 'особо охраняемое, почитаемое про- странство', 'место, в котором не нарушаются традиции'. Отсюда гнев Марьи Дмитриевны, когда она узнает о том, что Наташа, находящаяся у нее в гостях, решила сбежать вместе с Анатолем Курагиным: «"Гадко, скверно... в моем доме , мерзавка девчонка... только отца жалко! "– думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев»; « В моем доме любовникам свиданья назначать!» [4, с. 371]. Следует обратить внимание на словосочетание ездить в дом ( в значении «офи- циально быть принятым в доме, посещать его»), связанное с традициями, приня- тыми в то время в обществе: «– Ну кто ж ему мешал в дом ездить ?» [с. 372].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=