Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
15 Г. В. Алексеева Тула, Россия ФЕНОМЕН ПРАЗДНИКА В ПОВЕСТИ «КАЗАКИ» 1 Аннотация. Кульминацией повести является описание праздника, хотя композиционно это ее последние главы. Толстой создает объемную, многоракурсную картину праздничного действа. Праздник как «первичная форма человеческой культуры» (М. М. Бахтин) включает в себя и древние первоосновы, и ростки новой культуры, новых традиций. Но связь с изначальной семантической сутью праздника безусловна. Ключевые слова: праздник, казаки, время, цикличность, образ жизни, народ, нелиней- ность времени, природа. В художественных текстах Толстого описаний праздников встречается не так уж много, и праздник в “Казаках» по своей силе и размаху – один из самых красочных и экзотичных. Описание праздника является кульминацией повести, хотя композиционно это ее последние главы. Толстой создает объемную, много- ракурсную картину праздничного действа. Праздник как «первичная форма че- ловеческой культуры» (М. М. Бахтин) включает в себя и древние первоосновы, и ростки новой культуры, новых традиций. Но связь с изначальной семантиче- ской сутью праздника безусловна 2 . Толстой стал собирать материал о жизни казачества в 1851 году, по приезде в станицу Старогладковскую. У него появились планы записать рассказы Епи- фана Сехина «а) об охоте, в) о старом житье казаков, с) о его похождениях в горах» (5, 262–263) 3 . Создание песни «Эй, Марьяна, брось работу» связано с интересом Толстого к эпосу гребенских казаков. Несомненно, что быт гребен- ских казаков, религиозный строй их жизни в чем-то напоминал Толстому быт и уклад жизни яснополянских крестьян, так как он рассматривал казаков как народ русский в отличие от многих современных ему исследователей, которые почти приравнивали гребенских казаков к горцам. Тем не менее разница была суще- ственной: казаки не знали крепостного права. Толстой всерьез изучает народное творчество, исторические, этнографические источники, связанные с казаче- ством. Но основным источником, конечно, была реальная действительность, ко- торую он наблюдал в станицах Старогладковской и Червленной. Для Толстого уклад жизни казаков – это совершенно уникальный, самобытный феномен. Тол- стой обращается к народному творчеству (народным казачьим песням), чтобы лучше понять духовный и эстетический мир гребенских казаков. Жизнь гребенских казаков предстает в своей неизменной цикличности зем- ледельческого труда, чередующегося с народными и религиозными праздни- ками. Толстой изображает один из них, посвященный завершению сельскохозяй- ственных работ, сбору урожая. Наступление праздника в цикличном времени 1 См.: Алексеева Г. В. Стихия праздника в повестиЛ. Н. Толстого «Казаки» // Лев Толстой имировая литература: Материалы V Междунар. конф. Тула: Изд. дом «Ясная Поляна», 2008. С. 61–70. 2 Там же. 3 Здесь и далее цит. по: Полное собрание сочинений Л. Н. Толстого: В 90 т.: [Юб. изд.]. М.; Л.: Худож. лит., 1928–1958. В скобках – том и страница.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=