Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

144 мерить. с. 17), ножища (Ножища в икре как бревно толстая. с. 17), персты в чулке (Сидит барин, пошевеливает перстами в чулке… с. 17), ручка (…ведет за ручки двух девочек в шубках… с. 19), крылья (…повисли у меня крылья, отвалились… с. 23). Отметим, что существительные, которые называют части тела человека или животного, становятся показателями движения, его возможного осуществ- ления (или невозможности осуществления). Следует подчеркнуть, что, помимо слов рука и нога, которые являются закономерными частями тела при осуществ- лении движения, мы встречаемся и с более детальным употреблением соматиз- мов, которые именно своей детальностью, точностью как бы опускают человека в бездну ( икра, подошва, персты в чулке ), противостоят крыльям и ручкам , под- нимающим человека ввысь. Наконец, в область дальней периферии семантического поля «движение» мы включаем и названия людей по роду деятельности, если он так или иначе связан с движением, а также явления, характеризующие эту деятельность, пред- меты, способствующие осуществлению движения: палочка, сапоги (Одной рукой палочкой по мерзлым калмыжкам постукивает, а другой рукой сапогами вален- ными помахивает. с. 8), сапожная работа (…и кормился он с семьею сапожной работой. с. 7), сапожник (Была у сапожника одна шуба с женой… с. 7), палка (…выломал палку и пошел… с. 7–8), валенки (…мужик какой-то без шапки и в валенках. с. 11), босовики (…как босовики шьют. с. 18). Указанные здесь лек- семы помогают охарактеризовать движение, понять, как оно может осуществ- ляться, без чего (или кого) оно невозможно или возможно не в полной мере. Ядро рассмотренного поля представляет совокупность глаголов движения, которые точно указывают на конкретное перемещение субъекта, центр поля от- ражает множество разнообразных действий, который являются репрезентантами движений, периферия поля характеризует локализацию движения в простран- стве, указывает на характеристику движения, на совокупность частей тела, пред- метов, с помощью которых движение осуществляется. Таким образом, рассмотрев семантическое поле «движение», разработанное на материале рассказа Л. Н. Толстого «Чем люди живы», мы пришли к ряду выводов. Во-первых, гипотеза о довольно широком представлении семантики движе- ния в «народных рассказах» Л. Н. Толстого была подтверждена, так как струк- тура семантического поля, разработанного на материале одного из рассказов, яв- ляется полноценной и довольно развернутой. Во-вторых, в реализации семантики движения в тексте рассказа «Чем люди живы» участвуют как глагольные лексемы, так и целый ряд наречий, существи- тельных, пространственных предлогов. Само понимание движения в этом случае расширяется. В-третьих, многочисленные лексемы, находящиеся на периферии поля, ре- ализуют семантику движения, обладая переносными или потенциальными зна- чениями, которые и делают картину движения в рассказе более глубокой для по- нимания, дают возможность читателю, останавливаясь на характеристике физи- ческого движения, переноситься в область движения духовного. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что семантическое поле «движе- ние» необходимо разрабатывать и на материалах иных текстов «народных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=