Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

142 нашему мнению, будут составлять центр рассматриваемого семантического поля «движение», который включает вышеназванное ядро. Итак, к центру мы относим глаголы, которые реализуют семантику движения: принести (– Денежки, – гово- рит, – принеси. с. 8), разминаться (Ну-ка, разминайся да согревайся. с. 10), рас- качиваться (Раскачивайся-ка! с. 10), отслониться, шевелиться (Человек отсло- нился от часовни, шевелится… с. 9), вскочить (Подойдешь, а он вскочит да за- душит… с. 9 ), повернуться (Повернулся Семен и пошел к человеку. с. 9), под- няться (Поднялся человек. с. 9), привести («…да и его еще с собой привел». с. 11), пропустить (Пропустила их Матрена в избу… с. 11), сесть (…сел на лавку…с. 11), подвинуть (Подвинул Семен странника…с. 13), пролезать (– Про- лезай, – говорит, – молодец. с. 13), попасть (Да как же ты на дорогу то попал? с. 13), встать, взять, подать, найти (Встала Матрена, взяла с окна рубаху ста- рую Семенову, ту самую, что платила, подала страннику; нашла еще портки, по- дала. с. 13), лечь (…и лег на хоры. с. 14), полезть (…и полезла к мужу. с. 14), повернуться (Повернулся и заснул. с. 14), отворить (…отворил дверцу. с. 15), вылезать (…вылезает из возка в шубе барин. с. 15), распахнуть (…распахнула дверь настежь. с. 15), выпрямиться (…выпрямился, чуть головой до потолка не достал. с. 15), поклониться (…поклонился и дивуется на барина. с. 15), поло- жить (…положил на стол. с. 16), вытянуть (…вытянул ногу. с. 16), стать (…стал на коленки… с. 17), обмерить (Обмерил Семен подошву, обмерил в подъеме…с. 17), мерить (…стал икру мерить. с.17), пошевеливать (Сидит ба- рин, пошевеливает перстами в чулке… с. 17), надеть, запахнуться (Надел барин сапог, шубу, запахнулся и пошел к двери. с. 17), разостлать, сложить, кроить (…взял товар барский, разостлал на столе, сложил вдвое, взял нож и начал кро- ить. с. 18 ), скроить (Скроил Михайла пару… с. 18), подняться (…поднялся Се- мен… с. 18), привезти (…и с собой босовики привези. с. 19), вести (…ведет за ручки двух девочек в шубках…с. 19), припадать (Только у одной левая ножка попорчена, – идет припадает. с.19), ощупать, потянуть (Взошла женщина на крыльцо, в сени, ощупала дверь, потянула за скобу – отворила. с. 19), довезти (Только довезли, он и отдал Богу душу… с.20), завалиться (Да как помирала, завалилась на девочку. с. 20), проводить (…проводили ее хозяева… с. 21), встать, снять, (Встал Михайла с лавки, положил работу, снял фартук… с. 21), найти (…когда я нашел тебя… с. 22), привести (когда я нашел тебя и привел в дом… с. 22), копошиться (Копошатся девочки подле матери… с. 22), вернуться (Когда узнаешь, вернешься на небо. с. 23), подняться, отнести (Поднялся я над селом, хотел отнести душу… с. 23), упасть (…а я упал у дороги на землю. с. 23), повести (…и повел к себе в дом. с. 23), выгнать (Она хотела выгнать меня на холод, и я знал, что умрет она, если выгонит меня. с. 24), раздвинуться (И раз- двинулся потолок… с. 25). Глаголы, которые мы отнесли к центру поля, обозна- чают либо движение, осложненное добавочным действием, либо движение, имею- щее определенную цель, либо движение, направленное на иных участников и свя- занное с ними, либо движение, характеризующееся специальными действиями, например, с каким-то орудием труда. Таким образом, ядро и центр поля составляют глагольные лексемы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=