Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
141 и неудобства физического движения с помощью пошива и изготовления обучи, он становится человеком, познавшим истину, увидевшим Божественную лю- бовь, прошедшим определенный путь познания. В рамках нашего исследования мы остановимся на примерах из рассказа «Чем люди живы», напомним, что начинается рассказ именно с того, что Семен, возвращаясь домой после неудачного приобретения овчин на шубу, встретил около часовни ангела. Безусловно, ядро семантического поля «движение», структурируемого на ма- териале рассказа, составляют глаголы, выражающие значение движения. В русском языке известны 17 пар глаголов движения, которые относятся к несо- вершенному виду и обозначают направленное или ненаправленное движение. Об- ращаясь к материалам «Словаря русского языка» (МАС), мы понимаем, что само слово движение считается многозначным и основными значениями являются: «1. Изменение положения предмета или его частей, перемещение; состояние, про- тивоположное неподвижности, покою. …2. Филос. Способ существования мате- рии, ее всеобщее неотъемлемое свойство; непрерывный процесс изменения и раз- вития материального мира… 3. Перемещение в пространстве в каком-л. направ- лении; передвижение. … 4. Изменение положения тела или его частей; телодви- жение, жест…. [Словарь русского языка, 1981, 368]. Именно поэтому глаголы, ко- торые обозначают перемещение в пространстве, составляют ядро поля. Итак, на наш взгляд, в ядре рассматриваемого семантического поля находятся такие глагольные единицы, как пойти (…пошел после завтрака. с. 8 1 ), прийти, зайти (Пришел сапожник в село, зашел к одному мужику… с. 8), идти (Идет са- пожник дорогой… с. 8), подходить (Подходит так сапожник к часовне… с. 8), пройти (Прошел часовню, оглянулся… с. 9), выйти (Ни на речку выдти, ни куда. с. 11), войти (… кто-то вошел. с. 11), ездить (…и стали из округи к Семену за са- погами ездить…с. 15), подъезжать (…подъезжает к избе тройкой с колокольцами возок. с. 15), выскочить (Выскочила Матрена… с.15), вбежать (Вбежал малый, внес узелок. с. 16), приехать (…верхом кто-то приехал… с. 18), доехать (От вас до дома не доехал… с. 18), уйти (…чтоб не ушел. с.19), бегать (… а ребята по лавкам бегают… с.19), взойти (Взошла женщина на крыльцо, в сени, ощупала дверь, потя- нула за скобу – отворила. с. 19), приходить (…прихожу в избу, а она сердечная, уж и застыла. с. 20), прилететь (Прилетел к Господу и говорю… с. 22), полететь (По- летел я назад на землю и вынул из родильницы душу. с. 23), войти (… и войти нельзя было. с. 23). Следует заметить, что основная смысловая нагрузка в данном случае реализуется корнями -ид-, -ход-, -ех(зд, ж)-, -бег(ж)-, -лет- . Глагольные лек- семы, имеющие указанные корни, входят в перечень глаголов движения в русском языке и составляют ядро структурируемого поля. Далее остановимся на глаголах, которые характеризуют различного рода движение: с помощью рук, корпуса, вращательные, колебательные и т. д. Гла- голы, которые также связаны с передвижением, перемещением, но или незначи- тельным, или характеризующимся каким-либо дополнительным качеством, по 1 В круглых скобках в статье приводятся цитаты из теста рассказа, включающие рассматрива- емую лексему. Издание приведено в списке литературы, страница указана в тексте статьи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=