Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

140 движения безусловна и с точки зрения народной аксиологии, и с точки зрения христианской. По нашему мнению, движение можно отнести к основополагаю- щим философским понятиям, которые представляют собой любую трансформа- цию, любое перевоплощение или изменение сущности. Анализируя поэтику «народных рассказов», Н. Д. Сат не без основания пишет: «В данном случае хри- стианская аксиоматика рассматривается не как самоцель, а как способ освобож- дения от негативных последствий эгоцентричной жизни, ведущей к духовному просветлению, к богопознанию» [Сат, 2007, 6]. Так же, как в жанровой специфике «народных рассказов» переплетается прит- чевость, сказочность, реальное, идеальное, переплетается и представление о движе- нии и развитии: от физического перемещения – к духовному постижению, от дви- жения телесного – к преображению духовному. Добавим, что понимание движения сопряжено и с пониманием пространства, средств и способов передвижения, пути, дороги и т. д. Рамки художественного текста дают возможность более широкого понимания какой-либо семантической группы, переосмысления многих слов, раз- вития у них потенциальной семантики или символического значения. На наш взгляд, на материале ряда рассказов указанного цикла можно разра- ботать структуру и состав семантического поля «движение». Оговоримся, что в рамках данного исследования в состав указанного семантического поля мы включаем только единицы, относящиеся к проявлению физического движения. Традиционно понимание семантического поля связано с трудами таких уче- ных, как Г. Ибсен и В. Порциг (см. раб. Щура Г. С.). Они видели в структуре семантического поля отражение тематической группы и взаимодействие единиц на основе парадигматических отношений и экстралингвистических связей: дей- ствий, предметов, явлений. Структура поля традиционно включает в себя ядро, центр и периферию, может иметь и более сложную организацию (например, мы касались этого вопроса: см. Красовская Н. А., 2013). На наш взгляд, в семантическое поле, связанное с выражением движения, на основе текстов ряда рассказов Л. Н. Толстого могут войти не только единицы, непосредственно выражающие движение, в частности глаголы движения, но и более широкий круг лексических единиц. По нашему мнению, семантическое поле «движение», разработанное на материале отдельных толстовских расска- зов, представляется в расширенном варианте, именно так оно отражает глубин- ные смыслы, которые переполняют «народные рассказы». Обычно движение в грамматическом смысле связано с глаголами или отгла- гольными существительными, но, на наш взгляд, в структуру рассматриваемого поля входит и ряд имен существительных, которые, употребляясь в прямом зна- чении, в тексте рассказов, приобретают и потенциальное значение, которое мо- жет быть прочитано вдумчивым читателем. Реализация глубинных смыслов, свя- занных с движением, в текстах рассказов осуществляется в том числе и за счет того, что в смысловое поле «движение» оказываются включенными слова, кото- рые с прямом значении не выражают семантику движения. Можно, видимо, го- ворить и о том, что наблюдается контекстуальное расширение значений ряда лексических единиц, встречающихся в «народных рассказах»: так, сапожник пе- рестает быть просто бедным тружеником, помогающим людям преодолеть холод

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=