Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

130 блаженства [Толстой, 2006, 67]; … с улыбкой гордого величия и счастия оглянул присутствующих [Толстой, 2006, 67]; … ему вспомнились черные глаза и счаст- ливая улыбка музыканта [Толстой, 2006, 74]; Делесов посмотрел в глаза Аль- берта и вдруг снова почувствовал себя во власти его улыбки [Толстой, 2006, 74]; Альберт задумался несколько секунд, потом лицо его озарилось грустной улыб- кой [Толстой, 2006, 76]. Как мы видим, грустная улыбка героя, когда он рассказы- вает о своей несостоявшейся любви соседствует с улыбкой кроткого блаженства и даже радости и счастья, когда он занимается своим любимым делом – играет на скрипке. Это единственное, как нам кажется, что удерживает этого больного, опу- стившегося, проявляющего признаки сумасшествия человека на этой земле. Таким образом, проведенный текстовой анализ позволяет нам сделать вы- вод о том, что, несмотря на внешнюю, по оценке всех персонажей произведения, неудавшуюся жизнь, Альберта можно назвать счастливым человеком. И, как нам думается, сам автор настаивает на этом, воспроизводя в финале произведения в сознании глубоко больного Альберта два слова « лучший и счастливейший » [Толстой, 2006, 86], с которыми герой полностью соглашается. Общеизвестно, что счастье все понимают по-разному. В случае с Альбертом его талант, его «искусство дает человеку власть», «поднимает на высоту», и сума- сшествие, пьянство, срывы простительны, почти неизбежны» [Фатюшина, 2005, 6]. В этом смысле особой семантикой наполняется первый вариант названия про- изведения «Погибший», которая раскрывается самим автором, когда в финале рассказа в полубольном сознании Альберта возникает мысль: « Искус- ство есть высочайшее проявление могущества в человеке. Оно дается редким из- бранным и поднимает избранника на такую высоту, на которой голова кру- жится и трудно удержаться здравым. В искусстве, как во всякой борьбе, есть герои, отдавшие все своему служению, и гибнувшие, не достигшие цели» [Тол- стой, 2006, 85]. К какой категории отнести Альберта, читатель решает сам, но, воз- вращаясь к сформулированной нами в начале статьи задаче, подчеркнем, что эмо- циональный концепт «счастье», безусловно, раскрывается применительно к глав- ному герою рассказа в двух основных содержательных планах: в его любви и в его музыке. И пусть эта любовь не разделенная, а музыкальная карьера не сложилась, в глубине души Альберт знает, что он « лучший и счастливейший » [Толстой, 2006, 86], «прекрасный и счастливый» [Толстой, 2006, 86], как большинство гениев « по- гибший среди Вас незамеченным и неоцененным » [Толстой, 2006, 84]. Литература 1. Захарова, Л. В. Эстетические взгляды Л. Н. Толстого, отраженные в пове- сти «Альберт» / Л. В. Захарова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Тол- стого. – 2014. – № 3 (11). – С. 46–53. 2. Кормилов, С. И. Л. Н. Толстой / С. И. Кормилов // Русская литература XIX–XX веков: В 2 т.; Сост. и науч. ред. Б. С. Бугров, М. М. Голубков. – 10-е изд. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – Т. 1: Русская литература XIX века. – С. 428–461.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=