Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

127 видите » [Толстой, 2006, 65], Делесов – « Какое лицо прекрасное! В нем есть что- то необыкновенное … » [Толстой, 2006, 66]. Точно также противоречива его внешность, поступки и впечатление, которое Альберт производит на окружающих. В портрете героя автор подчеркивает, с од- ной стороны, его неряшливость, нищету, отталкивающие людей (но это первое и, как окажется, совсем неправильное впечатление): « среднего роста мужчина, с уз- кой согнутой спиной и длинными всклокоченными волосами .., шершавыми нечи- щенными сапогами » [Толстой, 2006, 64], « почувствовал тот неприятный запах пьяницы и нечистоты , которым был пропитан музыкант » [Толстой, 2006, 70], «… всё, что говорил Альберт, было так глупо и пошло, и он так вдруг грязно опь- янел на воздухе …» [Толстой, 2006, 71], а с другой – одухотворенность и даже кра- соту. Подтвердим примерами из текста: « лицо его было нежно, бело, и даже све- жий румянец играл на щеках » [Толстой, 2006, 64], «… красота лба и спокойно сложенного рта снова поразили его » [Толстой, 2006, 71]. В герое словно уживается два человека: один, простой смертный, спив- шийся, никому не нужный нищий, другой – талантливый, даже гениальный, му- зыкант, способный своей игрой удерживать внимание многочисленной публики, вызывать в ней те чувства, которые он хочет, подчинить её своей власти: « Звуки темы свободно, изящно полились вслед за первым, каким-то неожиданно-ясным и успокоительным светом вдруг озаряя внутренний мир каждого слушателя… Альберт с каждой нотой вырастал всё выше и выше… блестящий взгляд , которым он окидывал комнату, сиял гордостию, величием, сознанием вла- сти … Альберт закрыл глаза, улыбнулся и, снова забыв себя, других и весь мир , с блаженством отдался своему долгу … Все находившиеся в комнате .., каза- лось, жили и дышали только его звуками» [Толстой, 2006, 66–67]. Думается, даже этого отрывка достаточно, чтобы понять, что живет Альберт в мире му- зыки, служение искусству, как отмечает сам автор, – его долг, единственный смысл в жизни, лишь когда он берет в руки скрипку и выводит звуки, герой ощу- щает всю полноту бытия, а в реальной жизни существует его бренная оболочка, которой неважно, во что он одет, что он ест и где ночует. Именно этим объясняется, на наш взгляд, немногословие самого героя, ко- торый если вступает в диалог, то не по своей инициативе и реплики которого кратки и отрывочны, пожалуй, единственным объемным монологом является рассказ героя о его любви. В силу этого эмоциональные проявления Альберта также весьма неоднозначны, хотя, на первый взгляд, могут показаться довольно скудными и неяркими. Семантическая структура слова «эмоциональный» имеет следующий вид: 1. Вызванный, насыщенный эмоциями, выражающий их. 2. Подверженный эмоциям, легко возбуждающийся [Ожегов, 1986, 789]. Отсюда под эмоцией понимается «душевное переживание, чувство» [Оже- гов, 1986, 789]. Эмоциональность, как справедливо отмечает В. А. Маслова, – «психологическая характеристика личности, состояние и уровень развития её эмоциональной сферы» [Маслова, 2011, 254]. Эмоции, выражаемые Альбертом, на первый взгляд, довольно скудны, однако, если вчитаться в текст, обратив вни- мание на частеречные лексемы, выражающие переживаемое Альбертом в разное

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=