Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
126 М. А. Дубова Коломна, Россия ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ «СЧАСТЬЕ» КАК КОМПОНЕНТ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «АЛЬБЕРТ» Аннотация. В статье предпринята попытка анализа семантического уровня эмоциональ- ного концепта «счастье» в рассказе Л. Н. Толстого «Альберт». Опираясь на нравственно-эстети- ческую проблематику произведения, автор акцентирует внимание на функционировании глаголь- ной лексемы «улыбаться» и её производных с позиции их роли в формировании указанного кон- цепта, являющегося компонентом языковой личности главного героя произведения. Ключевые слова: рассказ «Альберт», Л. Н. Толстой, улыбаться, радость, счастье, чув- ство, искусство, музыка, эмоциональный концепт. Небольшой по объёму рассказ Л. Н. Толстого «Альберт», «впервые опубли- кованный в журнале «Современник» в 1858 г. … и первоначально называвшийся «Погибший» » [Линков, 2006, 440], до сих пор, по справедливому замечанию ученных-филологов, вызывает многочисленные споры, что свидетельствует о жи- вом интересе, проявляемом в научной среде к этому произведению и в наши дни. Как справедливо отмечает С. И. Кормилов, «важные проблемы нравствен- ности были поставлены в центре рассказов 1856–1859 гг. «Записки маркера», «Два гусара», «Альберт», «Люцерн» …» [Кормилов, 2010, 428]. С этим трудно не согласиться, что подтверждается целым рядом научных работ, посвященных анализу художественного своеобразия раннего рассказа Л. Н. Толстого (в част- ности, исследования Л. В. Захаровой, Е. Ю. Фатюшиной и др.). Эти произведе- ния, по мнению Л. В. Захаровой, «обращены исключительно к частной жизни и внутреннему миру человека, его слабостям и страстям» [Захарова, 2014, 48]. Принимая во внимание это положение, и попытаемся проанализировать эмоци- ональную составляющую личности главного героя. Наш научно-исследовательский интерес связан с анализом роли эмоцио- нального концепта «счастье», напрямую связанного с нравственно-эстетической позицией нищего музыканта в структуре языковой личности главного героя про- изведения. Уже заглавие рассказа акцентирует внимание именно на этом персонаже, который раскрывается по ходу развития сюжета через авторские характери- стики, свои (кстати, очень немногословные) высказывания, оценку других пер- сонажей, поступки и т.д. Лейтмотивом раскрытия его образа является противо- речивость, даже своеобразная двойственность или «оксюморонное смешение» черт [Фатюшина, 2005]. В этом смысле мы однозначно согласны с утверждением Е. Ю. Фатюшиной о том, что «противопоставления пронизывают повесть Л. H. Толстого «Альберт» практически на всех уровнях поэтики и принимают характер художественного принципа» [Фатюшина, 2005, 5]. Таким образом, оценка героя окружающими довольно противоречива: слу- жанка называет его « помешанный музыкант из театра » [Толстой, 2006, 65], хо- зяйка – « бедный человек, артист. Очень хороший малый, только жалкий, как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=