Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
124 1985, 425]; « снег , насыпавшийся на воротник и шапку, проскакивал за шею и за- ставлял меня вздрагивать » [Толстой, 1985, 425]; «морозный сухой снег, крутясь, набивался в ресницы, нос, рот, заскакивал за шею…Мне холодно было высунуть шею из-за воротника» [Толстой, 1985, 438]. С преодолением метели герой-рассказчик Л. Н. Толстого, однако, тоже стал- кивается: «едва я с трудом сделал шагов шесть против ветра» [Толстой, 1985, 418]; «метель была так сильна, что насилу-насилу … я мог по колеблющемуся снегу, который выносило ветром из-под ног, пройти те несколько шагов, которые отделяли меня от моих саней» [Толстой, 1985, 432]. Но это преодоление всё же не требует от него такой же активности, как от пушкинских героев; окончатель- ное преодоление трудностей, вызываемых метелью, зависит не от его усилий. 6. И А. С. Пушкин, и Л. Н. Толстой используют в своих произведениях до- полнительные семантические фоновые образы: а) образ неба есть и у А. С. Пушкина, и у Л. Н. Толстого. При метели небо обычно скрыто от глаз наблюдателя, и об этом говорится в повести у А. С. Пушкина: « небо слилося с землёю » [Пушкин, 1984, 383]. В рассказе же Л. Н. Толстого небо видно; автором подчёркивается его ме- тельное однообразие: « небо везде одинаково светло, одинаково бело, бесцветно, однообразно и постоянно подвижно» [Толстой, 1985, 425]. б) образ огня появляется только в повести А. С. Пушкина: «я увидел огонёк и велел ехать туда» [Пушкин, 1984, 383]. Это весьма важный образ, поскольку благодаря ему имплицитно создаётся две линии оппозиций: огонь – метель , то есть тепло – холод и гибель (отсутствие пути, блуждание в неизвестности) – спа- сение (появление цели пути, обретение возможного пристанища). в) образ луны возникает только в рассказе Л. Н. Толстого: «взошла луна и бросала сквозь неплотные тучи и падающий снег свой холодный и яркий свет» [Толстой, 1985, 422]. Интересно отметить, что луна восходит и видна во время метели, на фоне «падающего снега». Таким образом, в двух одноимённых, но различных по жанру произведе- ниях А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого языковое воплощение образа метели пред- ставлено визуальным рядом (с помощью описывающих действие метели гла- гольных лексем и с помощью лексики цвета), звуковым рядов (с помощью лек- сем, описывающих звуки самой метели, и звуки, сопутствующие ей), тактиль- ным рядом (с помощью лексики, выражающей физические ощущения человека или животного), а также рядом дополнительных семантических фоновых обра- зов (неба, огня, луны). Всё в совокупности помогает писателям достичь желаемой цели: создать языковой образ метели максимально ярко и многосторонне. Литература 1. Антипова, Е. Н. Концепт «метель» в русской языковой картине мира / Е. Н. Антипова // Lingua mobilis. – 2009. – № 5 (19). – С. 52–59. 2. Кобзева, Н. В. Языковая репрезентация информационного поля текста: Автореф. дис. … канд. филол. наук / Н. В. Кобзева. – Тамбов, 2012.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=