Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

116 странника: «Степа! Сергий! Отец Сергий» [Толстой, 2019, 181], ‒ первое имя характеризует героя в детском восприятии, оттого бессознательно произнесено в начале реплики, второе указывает на монашескую принадлежность, третье же на статус известного и уважаемого чудотворца. Последний этап жизни Степана Касатского связан со странничеством, уходом как от светского мира, так и от церковного быта, лишенного какой-либо духовно- сти. Для Маковкиной он остается «отцом Сергием», для Пашеньки становится «Стивой», повествователь до самого конца называет его «Касатским», но истинное свое имя и, соответственно, предназначение, он нашел после посещения Пашеньки в виде ответа на главный вопрос о смысле жизни: «Я жил для людей под предлогом Бога, она живет для Бога, воображая, что она живет для людей» [Толстой, 2019, 187]. Так, князь становится «Рабом Божьим». Что включает в себя такая номина- ция? В своей сущности она безымянна, это не единичное наименования личности, а характеристика любого истинно верующего человека, обретшего Бога. При этом не уточняется, какого Бога, ведь он один для всех людей, именно его искал Касат- ский. Из узнаваемого молодого князя, приближенного государя, герой выбрал путь безымянного человека, никому не известного работника в Сибири, который ухажи- вает за больными и учит детей. Это привело к победе над неверием и гордыней. Интересен эпизод, когда по дороге веселая компания обратилась к Касатскому с целью узнать его имя, он ответил лишь «Раб Божий», а подаяние отдал нищему: «Чем меньше имело значение мнение людей, тем сильнее чувствовался Бог» [Тол- стой, 2019, 190]. «Диалектика души» героя привела к отречению от всего суетного и нахождения смысла жизни в стойком и безропотном несении своей доли. Без- условно, история Касатского берет свое начало из мироощущения самого Л. Н. Тол- стого, чья жизнь завершилась уходом и желанием странничества. Таким образом, смена номинации непосредственно связана с фабулой повести, представляющей непростой жизненный путь героя. Поиск своей истинной сущно- сти ведет к ретроспекции имен в последующих периодах его жизни, отсюда идея победы над греховной сущностью как отказа от светского и духовного имени, пе- реход в область безымянного и неизвестного странника ‒ «Раба Божьего». Литература 1. Айдинян, А. А. Житийные мотивы в произведении Л. Н. Толстого «Отец Сергий» / А. А. Айдинян // Межвуз. IX Толстовские студенческие чтения с меж- дунар. участием: Материалы науч. конф. магистрантов, студентов, учащихся [Электронный ресурс]. ‒ Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 2020. 2. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский; Под ред. В. М. Жирмунского. ‒ М.: УРСС, 2004. 3. Лотман, М. Ю. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста / М. Ю. Лотман. ‒ СПб.: Азбука, 2018. 4. Толстой, Л. Н. Крейцерова соната: Сб. / Л. Н. Толстой. ‒ М.: Изд-во АСТ, 2019. 5. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. / Л. Н. Толстой. ‒ М.: Гос. изд-во худож. лит., 1928–1964. – Т 51. Дневник и записные книжки. 1890. 6. Успенский, Б. А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. ‒ СПб.: Азбука, 2000. 7. Шмид, В. Нарратология / В. Шмид. ‒ М.: Яз. слав. культуры, 2003.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=