Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

113 А. А. Айдинян Ростов-на-Дону, Россия ОСОБЕННОСТИ НОМИНАЦИИ ГЕРОЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО «ОТЕЦ СЕРГИЙ» Аннотация . В данной статье рассматривается художественная функция смены номина- ции героя на протяжении всей повести. Особенности перекрещивания разных имен в новых жиз- ненных ситуациях и их мотивировка. Важная роль отводится рассмотрению номинации в зависи- мости от смены точки зрения персонажей и нарратора. Цель статьи ‒ представить ключевые эпи- зоды смены жизненных этапов героя и выявить связь с особенностями его номинации. Ключевые слова: номинация, повесть, точка зрения, сюжет, фабула, жизненный путь, «диалектика души». В повести Л. Н. Толстого «Отец Сергий» сюжетообразующую функцию вы- полняет «диалектика души» героя. Она реализуется посредством смены ключе- вых эпизодов жизни князя Касатского. Эти переломные моменты образуют «со- бытия» в литературоведческом смысле, которые сопровождаются сменой номи- нации героя. Так, Л. Н. Толстой показывает непростой путь от командира полка, любимца императора к «Рабу Божьему». Жизнь главного героя можно разделить на три части: князь Степан Касат- ский, отец Сергий, странник (Раб Божий), – однако каждая из них включает дру- гие социальные роли, в которых взаимодействуют разные номинации. Повесть состоит из восьми глав: первые две посвящены биографии героя, следующие пять – описанию монашеской жизни отца Сергия, последняя, самая важная, ‒ от- казу от имени и победе над личным грехом. Рассмотрим поэтапно каждую смену номинации героя, ее мотивировку и художественную функцию. Произведение открывается небольшой заметкой наподобие газетной (но это никак не указывается) об «удивившем всех событии» [Толстой, 2019, 130], приняв- шую форму истории-слуха, с которой нас знакомит нарратор. Здесь впервые появ- ляется имя Степана Касатского, сопровождающееся длинным перечислением его достоинств. Новость заканчивается «проникновением» вслед за нарратором во внутренний мир персонажа: «Для самого же князя Степана Касатского все это сделалось так естественно, что он не мог и представить себе, как бы он мог по- ступить иначе» [Толстой, 2019, 130]. Следует отметить, что повествование ведется от третьего лица, соответственно, номинация передает точку зрения автора и окру- жающих на героя, не всегда совпадающую с его самоощущением. В случае если в повествовании главным действующим лицом является дворя- нин, то традиционно рассказывается о его семье, подтверждающей высокий соци- альный статус. Соответственно, после заметки автор переходит к умершему отцу Степана Касатского, который был «отставной полковник гвардии» [Толстой, 2019, 130]. Далее перечисляются учебные годы героя и выход в свет. Казалось бы, все как у всех, образцовый дворянин, однако нарратор отмечает исключительную чувстви- тельность героя к подлости других людей и его необыкновенную гордость. Эти две черты он пронесет с собой в следующие этапы и будет бороться с ними.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=