Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
110 Данное произведение повествует о царе, недавно пришедшем к власти. Он занимается важными государственными делами: принимает законы, слушает до- клады министров. Но царь не совсем понимает, какие последствия могут иметь его указы. Поэтому сон в данном произведении помогает герою увидеть резуль- таты своих решений и понять, что делать дальше. Совсем другая ситуация складывается в рассказе «Что я видел во сне…» (1906). Толстой показывает нам историю семьи, а конкретнее жизнь Лизы – де- вушки, жизнь которой сложилась не так, как хотела бы и она сама, и ее отец, и семья в целом. Композиционно автор разделил рассказ на три части: I. Воспоминания Михаила Ивановича, отца Лизаньки, о детстве дочери. Отец очень любил Лизу, но любовь переросла в неприязнь и отчуждение из-за ее поступков. Главным композиционным приемом главы являются воспоминания отца, а ведущим мотивом – мотив родительской любви, перешедшей в неприязнь и отчуждение. II. Эта часть – уже рассказ самой героини о ее жизни. Высший свет неприя- тен девушке: здесь постоянно приходится лгать, фальшиво улыбаться. От всего этого героиня сбегает в Финляндию, где влюбляется, но именно это и стало при- чиной охлаждения отношений между Лизой и ее отцом. Основными мотивами этой части можно назвать любовь и ложь. III. Последняя часть повествует о примирении отца с дочерью. Рассказ здесь ведется от лица автора. Ведущий мотив этой части – принятия и прощения Лизы отцом, хотя и прощения, наш взгляд, неполного. Как мы видим из краткого структурного анализа рассказа «Что я видел во сне…», мотивами его частей являются отвлеченные понятия. Такое ви́дение мира напоминает сон, где все абстрактно, нет ничего явного и четкого, одно пе- ретекает в другое. В своем произведении Л. Н. Толстой нигде не употребляет слова «сон» – так почему же оно есть в названии? Над чем автор заставляет нас задуматься? Чтобы понять замысел Толстого, необходимо знать жизненную основу рас- сказа. Сюжет произведения связан с историей, произошедшей в семье старшего брата писателя – Сергея Николаевича Толстого. «В письмах Льва Николаевича 1901–1902 гг. к нему и его дочери, судьба которой во многом была сходна о судь- бой героини рассказа – княгини Лизы Ш., а также в письмах Сергея Николаевича к Льву Николаевичу мы находим отражение сложной сердечной истории, пере- житой и отцом и дочерью очень остро и болезненно. Нигде, в частности в Днев- нике, Толстой не упоминает о сне, сходном по содержанию с сюжетом рассказа. Возможно, что такое заглавие было дано рассказу с тем, чтобы устранить у чи- тателя всякое предположение о том, что рассказанный случай имел место в дей- ствительности» [URL: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/proza/chto-ya-videl-vo-sne.htm ]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что сон в рассказе является прие- мом маскировки реальных событий. Толстой как педагог хотел рассказать дан- ную историю, с тем чтобы она стала своеобразным уроком для читателя, но вме- сте с тем его задачей было не ставить в неловкое положение брата и его семью. Подводя итог, мы можем сказать, что мотив сна в разное время интересовал писателей, художников и других деятелей искусства. Посредством сновидений
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=