Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
109 А. Н. Шушканова Тула, Россия ПРОБЛЕМА СНА И ЯВИ В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ЧТО Я ВИДЕЛ ВО СНЕ…» Аннотация. В данной статье автор рассматривает проблему сна и яви в рассказе Л. Н. Толстого «Что я видел во сне…», сопоставляя реальные события и историю, передан- ную в рассказе. Ключевые слова: сон, реальность, рассказ, семья, Толстой . Жизнь есть сон. Кальдерон Как часто мы сталкиваемся с темой сна в произведениях искусства? В изоб- разительном искусстве, литературе, музыке этот мотив используется авторами, чтобы в той или иной форме передать смысл, который художник заложил в свое творение. Но давайте разберемся, что же такое сон, какой символикой он обла- дает, для чего Л. Н. Толстой в своем рассказе «Что я видел во сне…» обратился к этому приему и является ли здесь сон сном на самом деле? Понятие «сон» можно рассматривать с разных позиций. Например, с точки зрения физиологии, «сон – периодически наступающее состояние физического и умственного отдыха, характеризуется затемнением или отсутствием сознания и замедлением физиологической активности организма» [Овчинников, 2004, 890–891]. Но можно ли применить данное определение к области искусства? Или здесь важно что-то другое? Несомненно, в художественных произведениях на первый план автор ставит душевные переживания человека. Подробно весь процесс сна рассмотрел в своей книге «Толкование сновидений» Зигмунд Фрейд. Но авторы еще раньше обращались к данному процессу: Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание», Н. Г. Чернышевский в романе «Что делать?» и др. Л. Н. Толстой также не обошел вниманием такое состояние человека, как сон. В данной работе мы по- дробно рассмотрим значение сна в рассказе Л. Н. Толстого «Что я видел во сне…». Но для начала необходимо сказать несколько слов об использовании мотива сна в других произведениях писателя. Вспомним роман «Анна Каренина» (1874–1877): сон здесь является предве- стьем несчастья, неизбежной трагедии. Так, Анне снится, что Вронский и Каре- нин – оба ее мужья, и каждый расточает ей свои ласки. Героиня в ужасе пробу- дится от этого виде́ния. А один и тот же сон, который снится Анне и Вронскому – сон, героем которого является страшный мужик, копошащийся над железом? Очевидно, в подсознании и Анны, и ее возлюбленного уже присутствовала не только тревога от сознания греховности и зыбкости их отношений, но и смутное предощущение трагической их развязки. Мотив сна присутствует и в более позднем произведении Л. Н. Толстого – в рассказе «Сон молодого царя» (1894).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=