Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
106 толпы’. Превосходства – в преодолении самое себя, в уподоблении жизни, своей и чужой, высокому бытию. В этой связи важно подчеркнуть противоположности, иллюстрирующие по- коленческую оппозицию, которую актуализирует целый ряд образно-мотивных и лексико-семантических интенций. Как то: ‘студент сороковых годов – нынеш- няя молодежь’, ‘учеба, веселие – кружки, теории’, ‘шампанское – водка’, ‘бесте- лесное – телесное’, ‘бронзовые одежды – разоблачение одежд’, ‘добрый сын Ноя – неприлично поведший себя Хам’. Эмоционально-возвышенное настроение бала и карательный этос шествия ‘черных мундиров’ – таковы контрастные аспекты переживаний рассказчика. По силе авторских обобщений эти противоположности объединимы не только его образом, но и образом Николая 1, ‘отсутствующе-присутствующего’ и узнавае- мого в облике отца Вареньки – служаки николаевского типа. В свете сошедшей на нет любви героя важную роль играет «память зрения». Варенька с ее улыбкой на лице и порой задумчивостью на челе уже не умиляет его : «… я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как- то неловко и неприятно» [Толстой, 1983, 14, 16]. Иными словами, портрет до- чери репрезентирует портрет и живописную фигуру ее отца-экзекутора. Смеща- ясь в нравственно-этические сферы, этот визуальный эффект ‘преображения’ влечет за собой мотив ‘ухода’ героя. Символьный мир провинциального бала представляют лаконичные опи- сания Толстого, образотворящие смыслы и ассоциативные связи которых выво- дят повествование далеко за пределы текста. Бал в последний день ‘масленицы’, т. е. календарного праздника проводов зимы и встречи весны. После масленичных карнавальных веселий и обильных пиршеств наступало время Великого поста. Бархатное ‘пюсовое’ платье, то есть темно-коричневого цвета. Существовал специальный указ, который регламентировал характер женского парадного пла- тья и цвет бархата и золотого или серебряного шитья. Цвета зеленый, синий, пун- цовый, светло-синий, малиновый полагались придворным дамам в зависимости от их ранга. Хозяйка бала, жена губернского предводителя, дама не придворного статуса. Возможно, по решению, что свыше всем дано, она смиренно выбрала цвет, ассоциативно связанный с глинистой почвой. Брилиантовая ‘фьеронерка’ – налобное украшение хозяйки бала в виде об- руча, ленты или цепочки с драгоценной вставкой из камня. Вероятные истоки термина в портрете дамы с подобным украшением «Прекрасная Фероньер» Лео- нардо да Винчи. Слово ‘фьеронерка’ встречается по-русски в «Северной пчеле» в 1832 году. Как модный аксессуар, используемый только на балах, был одно время популярен. Карл Брюллов изобразил Натали Пушкину с изящной ‘фьеро- неркой’ на голове. ‘Хозяйка бала с елизаветинскими плечами’ – аллюзия, упоминающая дочь Петра Великого, императрицу Елизавету Петровну, которая преуспела в искус- стве танца и всю жизнь питала страсть к балам, хотя уже и не могла танцевать из-за своей тучности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=