Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

100 Поток и пропускание огня – то, что большой степени осуществляется неза- висимо от воли человека. Характерно, что оба эти образа встречаются в «Аль- берте». Искусство, о котором Толстой писал в данной повести, – это искусство, владеющее человеком, искусство как чистый процесс. Альберт может приносить в мир добро или не добро (как вода и огонь могут быть живительными или раз- рушительными). Сам он узнает об этом только от других. Специфичность нового взгляда Толстого на искусство проявляется в сравни- тельно поздней метафоре вылущивания ядра . Вылущивать нельзя группами, мас- сами, как переживать энергетическое заражение под воздействием, например, му- зыки. Это дело тех, кто «видит» (см. выше: «Если бы малому ребенку или его кухарке также открылось то, что он видел…»). Во-вторых, для «вылущивания» требуются воля и терпение. В-третьих, кроме собственно процесса, есть еще и ре- зультат, «ядро». Смысл его каждый «нашедший» понимает по-своему. Для Ми- хайлова это сущность образа, его истинное содержание. Для Левина это «ядро души» беременной Кити: «Как ни мало было неестественности и условности в об- щем характере Кити, Левин был все-таки поражен тем, что обнажилось теперь пе- ред ним, когда вдруг все покровы были сняты и самое ядро её души светилось в её глазах». Здесь тайна творчества и тайна материнства у Толстого оказываются равновелики. Но состояние ви´дения «ядра» недолговечно. Левин после родов жены воспринимает её по-прежнему. Художнику такие прозрения даются чаще. Итак, если в «Альберте» эстетические убеждения Толстого предыдущего периода фиксируются им в последний раз (главное – в том, что красота и поэзия самоценны, а связь с этическим второстепенна), в эпизоде с Михайловым можно найти его зарождающиеся убеждения (необходимы воля, терпение и хотя бы ориентировочное представление о конечном результате, чтобы не сбиться с пути). Эволюция взглядов писателя проявляется уже на уровне метафор, пре- обладающих в двух текстах о творческих людях. В «Альберте» это поток и про- водник огня , они изображают музыканта, который пассивно подчиняется стихии творчества; в эпизоде с живописцем Михайловым из «Анны Карениной» приме- няются метафоры снятия покровов / вылущивания ядра и узкого пути , показыва- ющие целенаправленное осознанное творчество. Литература 1. Асмус, В. Ф. Избранные философские труды: В 2 т. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – Т. 1. Мировоззрение Толстого. 2. Бойко, М. Н. Смысл искусства и «путь жизни»: (Этико-эстетические принципы Л. Н. Толстого) / М. Н. Бойко // Самосознание искусства – самосозна- ние человека: Очерки русской эстетической мысли второй половины ХIX века. – М.: Наука, 1997. 3. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков / А. Веж- бицкая; Пер. с англ. А. Д. Шмелева; Под ред. Т. В. Булыгиной. – М.: Яз. рус. культуры, 1999. – С. 263–305. 4. Грузенберг, С. О. Психология творчества / С. О. Грузенберг. – Минск: Белтрестпечать, 1923.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=