Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

99 первым, весьма неоднозначным в своей трактовке, художественным фильмом о жизни Л. Н. Толстого. Трагедия последнего года жизни Л. Толстого, его ухода продолжали вол- новать кинематографистов. В 1984 году, через 72 года после «Ухода великого старца», С. А. Герасимов снимает художественный фильм «Лев Толстой», по- священный монотрагедии писателя. На экране драма уже немолодого человека, образ которого на экране воплотил сам уже пожилой режиссер. С. А. Герасимов построил свой фильм так, что «Толстой учит нас, как надо управляться с “предметом жизни”, чтобы он стал “предметом искусства”» [Герасимов С., 1985; с. 351]. Фильм выполнен в мрачных приглушенных тонах, отражающих мировоззрение писателя и окружающих его людей. В-целом, получился недо- оцененный монументальный фильм не для массового зрителя. Третьим художественным фильмом, посвященном последнему году жизни Л. Толстого, справедливо принято считать фильм «Последнее воскресение», созданный в 2009 году. Кинолента получила множество наград и кинопремий. Кинопроизведение снято совместно российскими, немецкими и английскими кинематографистами и повествует о последнем годе жизни писателя. Несмотря на то, что съемки в основном проходили в Саксонии-Анхальт, Бранденбурге, Тюрингии, Лейпциге и лишь некоторых исторических областях России его ат- мосфера отнюдь не отталкивает зрителя. И даже образ Ясной Поляны, вызы- вающий ассоциации с английским поместьем, навевает теплоту и умиротворе- ние. На наш взгляд, «Последнее воскресение» – это аккуратно сделанная кине- матографическая история о сложных взаимоотношениях уже немолодых супру- гов Софьи Андреевны и Льва Николаевича Толстых. Очень бережно и коррект- но нам передают это актеры – исполнители главных ролей Кристофер Пламмер и Хелен Миррен, которые за свою работу были номинированы на премию «Ос- кар». Несмотря на то, что фильм посвящён последнему году жизни Льва Толс- того, главным цементирующим стержнем всей семьи является Софья Андреев- на. Именно она на протяжении всей жизни была верной соратницей своего суп- руга, но наследственные дела, толстовское движение, заложником которого становится сам великий старец и основатель, разводят их, доставляя обоим страдания. Главное, что Л. Толстой в исполнении Кристофера Пламмера пока- зан живым человеком, которому не чуждо ничто человеческое. Еще одним главным героем в фильме предстает Валентин Булгаков, по- мощник-секретарь Л. Н. Толстого. Именно его глазами мы наблюдаем жизнь Л. Н. Толстого в семье, его разлад с супругой. Софья Андреевна, которая страстно борется за семью и ее благополучие, в глазах общества становится истеричкой и врагом своего супруга-писателя. А еще возникает лидер дви- жения толстовцев Чертков, к которому вдруг испытывает безумную ревность Софья Андреевна. Она находится на грани безумия, ей кажется, что мужем ее всецело завладел Чертков, предстающий этаким злым гением, властителем ума великого старца. Эту роль великолепно сыграл Пол Джаматти. Именно Чертков желает, чтобы Л. Толстой завещал все свои произведения русско- му народу. Софья же Андреевна в порыве отчаяния стреляет из револьвера

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=