Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
98 Е. Л. Райхлина ВОПЛОЩЕНИЕ ОБРАЗА ЛЬВА ТОЛСТОГО В ФИЛЬМЕ МАЙКЛА ХОФФМАНА «ПОСЛЕДНЕЕ ВОСКРЕСЕНИЕ» Личность и деятельность Л. Н. Толстого на протяжении вот уже многих лет волнуют не только литературоведов, критиков, журналистов, но и деятелей культуры. Образ яснополянского мудреца в своих работах воплощали скульп- торы и художники, а пионер цветной фотографии С. М. Прокудин-Горский стал автором первого в России цветного фотопортрета, на котором изображен Л. Н. Толстой. Мы же в своей работе остановимся на воплощении образа писа- теля в кинематографе, сделав акцент на европейской экранизации Майкла Хоффмана, посвященной жизни Льва Толстого «Последнее воскресение». Для начала обратимся к истории воплощения кинематографического об- раза писателя. Он начинает быть весьма достойно представленным в кинодоку- менталистике с тех пор как в 1895 году появляется кинематограф. Здесь следует отдать должное расторопности и предприимчивости А. Дранкова и его конку- ренту в деле кинопроизводства А. Ханжонкову. Стоит отметить, что жизнь Л. Н. Толстого, тема его трагического ухода волновали многих творческих людей. В этой связи можно вспомнить первый художественный фильм о Л. Н. Толстом «Уход великого старца» Якова Прота- занова, выпущенный в 1912 году через два года после смерти писателя. Кино- лента по задумке режиссера была основана на событиях, которые сопровожда- ли последний год жизни писателя. Кроме того, в фильме впервые были соеди- нены кадры документальной кинохроники и игрового кино. Для того времени это решение было новаторским и во-многом смелым. На роль графа Толстого выбрали двадцативосьмилетнего актера Владимира Шатерникова. Поэтому ак- теру сделали сложный грим. Надо отметить, что подобный кинематографиче- ский опыт имел удачное воплощение. Тому есть подтверждение в книге Льва Анненского «Лев Толстой и кинематограф», который описывает, что «толпы киевлян бегают смотреть на Толстого» [Аннинский Л. А. 1980; с. 74]. Кстати, в той же работе автор приводит интересный факт, что для фильма Ясную Поля- ну воссоздавали в Киеве. Данный фильм можно смело назвать сенсацией, во- площенной тягой к эпатажу, ибо в фильме открыто описана конфликтная си- туация, сложившаяся в семье Толстых в последний год его жизни. Сам же граф показан жалким и беспомощным. Вполне естественным на фоне всего этого кажется запрет данного фильма семьей писателя. Однако в историю кинемато- графа фильм вошел новаторским приемом оператора А. Левицкого, применив- шего прием двойной экспозиции для создании иллюзии призрака. Я. Протаза- нов показал, что Л. Н. Толстой идет по облакам, попадая в объятия Иисуса Христа. Подобная сцена сама по себе в то время являлась также непозволи- тельной. Сам же режиссер отрицал шумиху и скандальный подход, которые присутствовали вокруг фильма. Таким образом, «Уход великого старца» явился
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=