Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

9 рование коллективным сознанием; 3) массовая культура с точки зрения апелля- ции к человеческим инстинктам, чувствам: эпатаж публики, мифологичность (ориентация людей на экстрасенсорику „мировой заговор”, „барабашек”, ино- планетян, образ врага и т. п.), нацеленность на удовольствие и комфорт, корпо- реальность (материализм, вещественность, достаток), престижность, простота, зрелищность, конформизм» [1, с. 18]. Как уже раньше было сказано, поп-культура создает своих героев. Это мо- гут быть звезды эстрады или кино, политики, актеры или герои книг и фильмов. Чтобы стать иконой поп-культуры надо быть необыкновенным, выдающим- ся, удивительным, экстравагантным человеком. Одним из героев массовой культуры стал Лев Толстой. Е. Д. Мелешко и И. А. Рождественская в статье «Л. Н. Толстой: нравственные основания культуры» представляют критическое отношение писателя к массовой культуре, которую он назывл поддельным ис- кусством и приходят к выводу, что «критика Л. Н. Толстым современного ис- скуства концентрируется в следующих положениях: а) критика условности ис- кусства; б) отсутствие в искусстве подлинности художественного и духовного выражения; в) стандартизация искусства; г) потребительский характер совре- менного искусства» [3, с. 174]. И как бы наперекор взглядам Толстого, этот большой критики массовой культуры стал ее героем. Еще при жизни писателя художники писали его портреты, представляя разные моменты из его жизни. Н. Н. Ге написал портрет Л. Толстого за рабочим столом, И. Репин (который создал более семидесяти изображений писателя) – на отдыхе в лесу, на пашне, на косьбе, за рабочим столом. В настоящее время Льва Толстого или цитаты из его произведений можно увидеть на футболках, кружках, худи, бейсболках и т. д. Причем на тех же футболках и кружках часто также появляется аноним- ная фраза «На словах ты Лев Толстой, а на деле х…й простой», а сам писатель похож на современного хипстера. Названную выше фразу в разных вариантах можно встретить в демотиваторах, мемах, напр.: На словах ты известный писа- тель и граф, а на деле ты в этом явно неправ; На словах ты Лев Толстой, а на деле – никакой!; На словах ты Лев Толстой, а на деле – Алексей Толстой. Образ Льва Толстого, созданный художниками на портретах и фотографи- ях, используется в сатирических рисунках. Примером может послужить рису- нок Андрея Бильжо, обращающегося к картинам Репина «Пахарь. Л. Н. Толс- той на пашне» и «Лев Николаевич Толстой босой». На рисунке представлены двое мужчин – один из них похож на Льва Толстого, босой, с косой в руках, второй спрашивает: «Что, Петрович, под Толстого косишь?». Герои произведений Толстого тоже используются в разных карикатурах, демотиваторах и забавных рисунках. Чаще всего в них появляется и и обыгры- вается мотив Анны Карениной, лежащей на рельсах. В Интернете можно встретить также забавные высказывания, основанные на игре слов, напр.: Анна Каренина до последнего была уверена, что находится на правильном пути; Как говорила Анна Каренина: «До скорого», или – Что ос- талось в моде после Анны Карениной? ... – Туфли на платформе... Анна Каре- нина появилась в граффити, на котором она стоит возле паровоза, а надпись

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=