Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

85 освещeнного солнечными лучами. Деревья и кусты изображены символически как приют (укрытие от жары) и убежище (Kop 71), а их отсутствие посредст- венно символизирует отсутствие положительного значения деревьев и кустов для людей (особенно в открытом пространстве). Метафора-оживление голая степь , благодаря эпитету голая , усиливает символику пустоты (контекст уточ- няет, что подразумевается отсутствие защиты, приюта от безжалостной темпе- ратуры, жары, т. е. степь выступает в неблагоприятной человеку роли. Вобщем здесь даже можно подумать, что солнце и степь, благодаря палящему зною (жгучему солнцу), символически изображает неприятеля человека или препят- ствие в человеческой деятельности. В следующих фрагментах рассказа Толстого представлена символика суб- полей: туман, речка, лощина, звезды, камушки, лес, тучки. [6] Перекрестились, пошли. Прошли через двор под кручь к речке, пере- шли речку, пошли лощиной. Туман густой, да низом стоит, а над головой звез- ды виднешеньки. Жилин по звездам примечает, в какую сторону идти. В тума- не свежо, идти легко, только сапоги неловки — стоптались. Жилин снял свои, бросил, пошел босиком. Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды по- глядывает. Стал Костылин отставать (ч. 6). Река здесь предстает символом препятствия, опасности, страха (Kop 365). В художественном образе писатель описывает постепенное преодолевание пре- пятствий: речки, лощины, тумана, камушков. Туман выступает в роли сотоварища в пути, по причине свежести помо- гающей герою взбодриться, т. е. укрепляющей силы человека. Звезды – это тоже сотоварищ в пути. Они добавочно указывают на символику проводника и наде- жду (Kop 105). Лощина имеет значение опасности, страдания, страха (Kop 68). [7] Костылин вскочил, пошел. Прошли они версты четыре. Туман в лесу еще гуще сел, ничего не видать перед собой, и звезды уж чуть видны. (…) Мужчина грузный, пухлый, запотел; да как обхватило его в лесу туманом холодным, да ноги ободраны, – он и рассолодел. Стал его Жилин силой подни- мать. (ч. 6) Здесь показано отрицательное значение тумана для человека (причина ут- раты сил, даже заболевания). Такую семантику передает оппозиция теплота вспотевшего человека – холод тумана. [8] Подхватил опять на плечи, попер. Прошел он так с вёрсту. Всё лес идет и не видать выхода. А туман уж расходиться стал, и как будто тучки заходить стали, не видать уж звезд. Измучился Жилин. (ч. 6) Лес здесь символизирует укрытие, приют, убежище, препятствие (занавес, пелена) – ограничение видимости, тайну, блуждение, душевную сосредото- ченночть (Kop 189). Туман добавочно воспроизводит символику проводника в пути (Kop 43). Тучи как и туман напоминают тайну, ход времени (Kop 43). Здесь видна гиперболизация препятствия элементов природы, какими считаются: лес, ту- ман, тучки. Звезды символизируют ночь, которая уступает место ясному рас- свету. Глаголы расходиться (по отношению к туману), заходить (относится

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=