Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

84 ет передаче напряженности в действиях, мышлении человека. Появившееся воспоминание о небе, наводит на мысль Бога, Сотворителя (Самое Высокое Существо) (Kop 251). Овца является символом добра и жертвы, невинности (Kop 291). Животное утверждает в правоте главного героя рассказа, в его невинности. В художест- венном описании вода, струящаяся по камушкам, символизирует изменяемость, преображение, преодоление трудностей, огорчения, заботы (Kop 475, 141). Дальше мы займемся анализом символики субполя месяц. [2] Жил так Жилин с товарищем месяц целый. (…) Старик поехал и сам передался русским. Пожил у них три месяца, нашел там своего сына, сам убил его и бежал. (ч. 4) В этом отрывке рассказа месяц символизирует меру времени (Kop 179). В следующих фрагментах рассказа Кавказский пленник представлена сим- волика следующих семантических субполей ФСП „природа”: звездочки, кошка. [3] Видит: Дина присела на корточки, коленки выше головы торчат, свеси- лась, монисты висят, болтаются над ямой. Глазенки так и блестят, как звездоч- ки. (…) Поглядел вверх, – звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. (ч. 7) Сравнивая глаза девочки со звездочками автор приводит для звезд симво- лику глаз, света, бдительности (Kop 105). В конфронтативной метафоре как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся на первый план выдвигается симво- лика света (Kop 271) и таинственности. Образ сверкающих в темноте глаз кош- ки отображает символ темноты, страха (Kop 164), а ночь ассоциируется с испу- гом, неуверенностью. Ниже рассматривается символика субполя ястреб. [4] Красный татарин не любил Жилина. (…) Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, бородка и усы подстрижены, – белые, как пух; а лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет – только два клыка (ч. 4). Нос татарина сравнивается с клювом хищной птицы (метонимия: клюв вместо нос). Благодаря такому сравнению Толстому удается передать внутрен- нюю характеристику татарина. Здесь становится заметной символика жестоко- сти, суровости, хищности и даже жадности героя рассказа (Kop 121). Отрица- тельная характеристика человека увеличивается благодаря контекстуальной цве- товой символике – серый ассоциируется с заурядностью, посредственностью, бесцветностью, сочетаемостью противоречий (черноты и белизны) (Kop 408). Дальше мы обратим внимание на символику субполей: солнце, степь, де- ревья, кусты. [5] Ехать было 25 верст. Обоз шел тихо; (…) Солнце уже и за полдни пе- решло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге (ч. 1). Здесь солнце появляется в роли препятствия из-за высокой температуры, которая ослабляет человека и мешает ему преодолеть необходимый путь. Сим- волика солнца раскрывается буквально посредством описания пейзажа,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=