Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
83 И. Кур-Кононович ИЗ РАССУЖДЕНИЙ НАД СИМВОЛИКОЙ ПРИРОДЫ – ЛЕВ ТОЛСТОЙ И ПОЭТЫ (ИЗБРАННЫЕ ПРИМЕРЫ) Описание символики функционально-семантического поля (ФСП) «приро- да» будет проходить с учетом его субполей: небесные тела, явления природы, растения, животные, ландшафт и т. п. Для анализа мы отобрали фрагменты из рассказа Льва Николаевича Толстого Кавказский пленник (1872), примерные фрагменты стихотворений русских поэтов начала XX века, восхищающихся природой в своем творчестве: Алексея Кольцова, Николая Клюева. Символика ФСП «природа» у Лва Толстого. В первом фрагменте Кавказского пленника отражена символика следую- щих семантических субполей ФСП «природа»: звезды, небо, месяц, туман, ов- ца, вода, лощина. [1] Посидели они за углом. Затихло всё; только слышно, овца перхает в за- куте да низом вода по камушкам шумит. Темно; звезды высоко стоят на небе; над горой молодой месяц закраснелся, кверху рожками заходит. В лощинах ту- ман, как молоко, белеется (ч. 6). В этом отрывке Кавказского пленника лексика природы исполняет пери- фрастическую функцию, т. е. самое главное – передать при помощи слов опи- сание местности. Сравнение тумана с молоком в метафоре 1 -сравнении (конф- ронтативной 2 ) туман, как молоко, белеется приводит символ возрождения, бес- смертности (Kop 230). Лощина ‘долина с пологими склонами’ посредством сим- волики темноты, глубины, страдания, сосредоточенности (Kop68) в значитель- ной мере способствует гиперболизации темноты, т. е. страха, неуверенности. Красочная символика белого цвета обнаруживает спасение, невинность, разум (Kop 22). Здесь появляется также посредственно выраженный, черный цвет (темнота), связанный с ночью, символизирующий зло, страх, опасность (Kop 53). Присоединяются также желтый и красный цвета. В метафоре над го- рой молодой месяц закраснелся красный цвет отражает мужество, смелость, энергичность, воодушевление (Kop 55). Глагол закраснелся , благодаря пристав- ке за -, подчеркивает начало действия, в этом случае начало чувства смелости. Появляется гиперболизация смелости, храбрости, потому что желтый цвет вво- дит такую же символику (Kop 506). Необходимо указать на характеристику ме- сяца – вводящей читателя в таинство опиcываемых событий и напоминающий о заботе небесного тела о человеке (Kop 179). Атмосферу храбрости, мужества передает прилагательное молодой и метафора (месяц)кверху рожками заходит . Рога ассоциируются с атакой и защитой, а впоследствии с победой (Kop 359). Благодаря появившейся в описании горе присоединяется символика постоян- ности, непоколебимости, равновесия в стремлении к цели (Kop 100). За счет эвокативной метафоры звезды высоко стоят на небе появляется символика света, ясности (Kop 105), что, в свою очередь, символизирует опти- мистическое решение вопросов главного героя рассказа. Инверсия способству-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=