Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

81 написал также ряд рассказов, басен и переложений, адаптированных для на- чальной школы. Соединённые вместе, педагогические статьи Толстого состави- ли целый том собрания его сочинений. Нравственно-религиозное учение Л. Н. Толстого строилось на идее непро- тивления злу насилием, стремлении распространять добро в мире каждым че- ловеком. Предложил идею нравственной революции, в основе которой лежал тезис о свободном самоулучшении личности. Он доказывал, что духовный не- насильственный переворот может произойти в человеке со скоростью револю- ционного переворота. Задача педагогической науки, по его мнению, должна со- стоять в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели, а также тех условий, которые могут препятствовать такому сов- падению: 1) развитие наблюдательности; 2) развитие способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать; 3) свобода детской активности и детского творчества; 4) уважение ребёнка как личности; 5) протест против угнетения детей; 6) уважение к детским недостаткам; 7) приобщение ребёнка к «религиозному началу». Опираясь на мысль Ж.-Ж. Руссо об идеальной природе ребенка, которую портят несовершенное общество и взрослые с их «фальшивой» культурой, Л. Н. Толстой утверждал, что учителя не имеют права принудительно воспиты- вать детей в духе принятых принципов. В основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися – чему и как они хотят учиться. Дело учителя – следовать и развивать природу ребенка. Эта идея получила отра- жение в педагогических статьях Л. Н. Толстого и его учебных книгах для начальной школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=