Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
80 учение учащихся к наблюдательности. Широкое использование экскурсий, опытов, таблиц и картин, наблюдение подлинных предметов. Критическое от- ношение к звуковому методу обучения грамоте. Л. Н. Толстой писал: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборван- ных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими вы- ражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, ко- торое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломо- носовых. И они кишат в каждой школе». О деятельности учителя Л. Н. Толстой писал: «Не тот учитель, кто получа- ет воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встре- чается редко, и может быть доказана только жертвами, которые человек прино- сит своему признанию». «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать – он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель». Советы учителям: 1. Чем труднее учителю, тем легче ученику. 2. Нужно, чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей. 3. То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимательно. 4. Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении. 5. Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение. 6. Урок должен быть соразмерен силам ученика. Развил теорию свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо в отечественной педа- гогике. Написал одну из первых учебных книг для народной школы. Создал са- мобытную педагогическую систему, построенную на собственных религиозно- философских идеях. Написал фундаментальные работы в области образо- вания: «Азбука» (1872), «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения» (1875), «О народном образовании» (1874). Идеи Л. Н. Толстого получили дальнейшее развитие в деятельности К. Н. Вентцеля, и многих других педагогов конца XIX – начала XX в. Опыт яснополянской школы впоследствии пригодился некоторым отечест- венным педагогам. Так, С. Т. Шацкий, создавая в 1911 году собственную шко- лу-колонию «Бодрая жизнь», отталкивался от экспериментов Льва Толстого в области педагогики сотрудничества. С 1862 года Толстой стал издавать педагогический журнал «Ясная Поля- на», где главным сотрудником являлся он сам. Не испытывая призвания изда- теля, Толстой сумел выпустить только 12 номеров журнала, последние из кото- рых появились с отставанием в 1863 году. Помимо статей теоретических, он
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=