Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
8 Я. Тарса ЛЕВ ТОЛСТОЙ КАК ЗЕРКАЛО ПОП-КУЛЬТУРЫ В настоящее время можем заметить, что высокая культура вытесняется поп-культурой, массовой культурой. Средства массовой информации, телеви- дение, Интернет нацелены на прибыль и удовлетворение вкуса среднего потре- бителя, который не заинтересован высокой культурой. Интернет позволяет быть своим пользователям не только пассивными потребителями, но и актив- ными творцами. В связи с этим они тоже влияют на направления развития со- временной поп-культуры, создают и тиражируют героев массовой культуры. Как считает И. В. Троцук, «в качестве базовой характеристики поп-культуры вы- ступает ориентация на массовое производство и распространение, хотя популяр- ность может быть детерминирована не только искусственным тиражированием в средствах массовой информации, но и „естественно” – использованием инте- ресных сюжетов, реалистичностью или типичностью персонажей» [5, с. 97]. Поп-культура может сильно влиять на потребителей и в связи с этим ис- следователи подчеркивают ее социализационное значение. Она формирует от- ношение к миру, сознание, создает новых героев и новые потребности, внушает идеал красоты и здоровья. По мнению А. В. Костиной, социализирующая и адаптационная функция современной массовой культуры влияют на ее харак- тер. «Отсюда – ее простота, тривиальность, опора на общеизвестное, смысловая и эстетическая вторичность, апелляция к обыденному опыту, маскоподобный характер персонажей, обращение к архетипическим образам и представлениям, особая эстетическая система, отрицающая категории прекрасного и возвышен- ного, но опирающаяся на категории сверхъестественного, ужасного, трогатель- ного, безобразного, отсюда – и ее настроенность на самопроизводство, цитиро- вание, сериальность, вариативность, самотождественность, инфинитивность, где социально значимая информация бесконечно репродуцируется в сходных между собой вариантах, настойчиво доводя до сознания потребителей те прин- ципы, на которых основывается данное общество» [2, с. 33]. Поп-культуру можно рассматривать как явление положительное, так и от- рицательное. С одной стороны, она зомбирует потребителя, апеллирует к его инстинктам, а не мышлению, но с другой стороны, благодаря возможностям, какие дают новые технологии, некоторые потребители становятся авторами произведений поп-культуры, они развивают свои творческие способности. В свою очередь, В. А. Буряковская предлагает рассматривать массовую культу- ру с трех точек зрения и одновременно дает их подробную характеристику: «1) массовая культура с точки зрения сферы и субъектов потребления: массо- вость, доступность, узнаваемость, популярность, занимательность, рыноч- ность / коммерциализация, типичность, ориентация на молодость; 2) массовая культура во взаимосвязи с массовыми коммуникациями: тотальность, экспан- сивность, глобальность, вдалбливание определенных идей через многократное повторение, использование разных каналов передачи информации, манипули-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=