Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

79 казать способность личности к нравственному росту, совершенствованию, про- тивостоянию среде в опоре на силу собственной души. Лев Толстой, как в своей личной жизни, так и в творчестве, центральную роль отводил семье. По мнению писателя, главным институтом человеческой жизни является не государство или церковь, а именно семья. От брака Льва Николаевича с Софьей Андреевной родилось 9 сыновей и 4 дочери, пять детей из тринадцати умерли в детстве. В лице своей жены он нашёл помощницу во всех делах, практических и литературных, – в отсутствие секретаря она по нескольку раз переписывала набело его черновики. Толстой с самого начала творческой деятельности был поглощён мыслями о семье и этому посвятил своё первое произведение – «Детство». Существуют различные оценки образа жизни Льва Толстого. Распростра- нено мнение, согласно которому практика опрощения, вегетарианство, занятия физическим трудом и широкая благотворительность являются искренним вы- ражением его учения применительно к собственной жизни. В 1859 году Толстой деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всём Крапивенском уезде. Яснополянская школа принадлежала к числу оригинальных педагогиче- ских экспериментов: в эпоху преклонения перед немецкой педагогической школой Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисцип- лины в школе. По его мысли, всё в преподавании должно быть индивидуаль- но – и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В Яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли успешно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих. Образование понимал он как свободное соотношение людей, из которых один сообщает известную сумму знаний, а другой свободно воспринимает её. В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал задачу развития творческого мышления, утверждал необходимость полноценного на- учного образования. Он отстаивал тезис о единстве воспитания и образования: нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспита- тельно, полагал он. Л. Н. Толстой писал: «Важно не количество знаний, а каче- ство их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного». Однако самым важным в образовании, по мнению Л. Н. Толстого, является соблюдение усло- вия свободы воспитания и обучения на основе религиозно-нравственного уче- ния. Образование, по его мнению, должно быть плодотворным, то есть содей- ствовать движению человека и человечества ко все большему благу. Это дви- жение возможно лишь при условии свободы учащихся. Однако, чтобы эта сво- бода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими осно- ваниями являются религия и нравственность. Особую роль он уделял таким ме- тодам обучения, как слово учителя (рассказ, беседа). Развитие творчества де- тей: самостоятельная работа, сочинения. Сознательное усвоение знаний. При-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=