Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

78 Толстой полагал: «Анархисты правы во всём: и в отрицании существую- щего, и в утверждении того, что при существующих нравах ничего не может быть хуже насилия власти; но они грубо ошибаются, думая, что анархию можно установить революцией. Анархия может быть установлена только тем, что будет больше и больше людей, которым не нужна защита правительствен- ной власти и всё больше и больше людей, которые будут стыдиться прила- гать эту власть». Идеи ненасильственного сопротивления, изложенные Л. Н. Толстым в ра- боте «Царство Божие внутри вас», оказали влияние на Махатму Ганди, состо- явшего с русским писателем в переписке. Характер восприятия и истолкования творчества Льва Толстого, как и ха- рактер его воздействия на отдельных художников и на литературный процесс, во многом определялся особенностями каждой страны, её исторического и ху- дожественного развития. Так, французские литераторы восприняли его, прежде всего, как художника, который противостоял натурализму и умел совмещать правдивое изображение жизни с одухотворенностью и высокой нравственной чистотой. Английские писатели опирались на его творчество в борьбе против традиционного «викторианского» ханжества, они видели в нём пример высокой художнической смелости. В США Лев Толстой стал опорой для писателей, ко- торые утверждали острую социальную тематику в искусстве. В Германии наи- большее значение приобрели его антимилитаристские выступления, немецкие литераторы изучали его опыт реалистического изображения войны. Писателям славянских народов импонировало его сочувствие «малым» угнетённым наци- ям, а также национально-героическая тематика его произведений. Огромное влияние Лев Толстой оказал на эволюцию европейского гума- низма, на развитие реалистических традиций в мировой литературе. Его влия- ние сказалось на творчестве Ромена Роллана, Франсуа Мориака и Роже Мартен дю Гара во Франции, Эрнеста Хемингуэя и Томаса Вулфа в США, Джона Гол- суорси и Бернарда Шоу в Англии, Томаса Манна и Анны Зегерс в Герма- нии, Августа Стриндберга и Артура Лундквиста в Швеции, Райнера Рильке в Австрии, Элизы Ожешко, Болеслава Пруса, Ярослава Ивашкевича в Польше, Марии Пуймановой в Чехословакии, Лао Шэ в Китае, Токутоми Рока в Японии, причём каждый из них испытал на себе это влияние по-своему. В трудах Толстого широко представлены самые разные слои общества, от императоров и королей до солдат, все возрасты и все темпераменты на про- странстве царствования Александра I. Национальные русские черты автор показал в « скрытой теплоте патрио- тизма », в отвращении к показной героике, в спокойной вере в справедливость, в скромном достоинстве и мужестве простых солдат. Он изобразил войну Рос- сии с наполеоновскими войсками как всенародную войну. Эпический стиль произведения передаётся через полноту и пластичность изображения, разветв- лённость и перекрещение судеб, несравненные картины русской природы. Главный интерес творчества для Толстого проявился « в „истории“ харак- теров, в их непрерывном и сложном движении, развитии ». Его целью было по-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=