Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

76 но готовить поколение за поколением миллионы чутких, вдумчивых читателей» [Рез 1977: 9]. Таким образом, в разные исторические периоды в России с литературным образованием связывались самые разные цели: подготовка ученого-филолога (на- чало XIX – 30-е гг. XIX в.); воспитание гражданина, способного бороться с общественным злом, благородно мыслящего и чувствующего (60–80-е гг. XIX в.); формирование коммунистического мировоззрения (20–50-е гг. ХХ в.); фор- мирование духовно богатой, всесторонне развитой личности (60–80-е гг. ХХ в.). Литературное образование на протяжении всей истории российского обра- зования решало вопросы духовного развития школьников, совместив образова- тельный интерес с общественными интересами. Школьное чтение было граж- дански ценным делом: вопросы преподавания литературы не отделялись от во- просов общественных, государственных и даже вопросов политических. В этом общественная значимость предмета ЛИТЕРАТУРА, с утратой которого неми- нуема духовная катастрофа страны. Литература 1. Острогорский, В. П. Беседы о преподавании словесности / В. П. Остро- горский. – СПб., 1885. 2. Стоюнин, В. Я. Литература в школе как учебный предмет / В. Я. Стою- нин. – СПб., 1880. 3. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. – М.: Педаго- гика, 1989. 4. Ушинский, К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Пед. соч.: В 6 т. / К. Д. Ушинский. – М., 1988. – Т. 2. – С. 358, 362.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=