Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

75 лах мы наблюдаем бережное отношение к идеям Л. Н. Толстого. Деятельность Яснополянской школы – самая яркая страница народной педагогики, педагоги- ки великого писателя-гуманиста. Развитие бережного отношения к личности ребенка, развитие творческих способностей учеников, самые разнообразные виды письменных творческих работ, которые сам Л. Н. Толстой, как учитель, предлагал своим ученикам, раз- вивали индивидуальные способности учеников. В настоящее время наши стан- дарты особое внимание уделяют внеурочной деятельности школьников! Но но- вое-это всегда хорошо забытое старое. Опыт Толстого в организации внешко- льных занятий, приобщения детей к труду наиболее востребованы и сейчас в педагогической практике. Л. Н. Толстой создал замечательные книги для детей. Его учебные книги «Азбука», «Книга для чтения», рассказы о природе, сказки до сих пор поль- зуются неизменных успехом и в учительской среде и у родителей. Идеи семейного воспитания, здоровые отношения в семье, здоровый семейный уклад – важнейшие условия нравственного воспитания детей, полагал Л. Н. Толстой. Его влияние на русскую педагогическую мысль, на развитие педагогической и методической науки было несомненным и созвучным взглядам других педагогов. Так Ф. И. Буслаев тесно связывал вопрос преподавания русского языка, русской литературы в гимназиях с вопросами о русской национальности, о цен- трализации и сепаратизме. Тысячи учителей и сегодня, сохраняя национальные традиции, видят главный интерес литературы в наполнении духовной жизни растущего человека гражданскими идеалами, в воспитании и распространении нравственного чувства вместе с идеей такой любви к родине, которую мы на- зываем патриотизмом . Впервые термин литературное образование появляется в статьях В. П. Ост- рогорского. Основные мысли о целях, содержании, методах литературного обра- зования он излагает в «Беседах о преподавании словесности» (1884). В. П. Остро- горский выделил литературное образование из всей системы школьного обучения и назвал его «великим государственным патриотическим делом». «Нужно помнить, что усвоение юношеством с самых мягких детских лет лучших образцов родной и общей словесности — дело чрезвычайно благотвор- ное и особенно интересное для учащихся и что литературное образование школьников есть, так сказать, помимо самой жизни, одно из самых могущест- венных средств, при помощи которых юноша приобретает связь с родиной и человечеством и «забирает с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в годы сурового мужества, добрые стремления», поддерживающие и предохра- няющие человека от измельчения и опошления» [1, с. 194]. Школа Острогор- ского основную задачу литературного образования видела в воспитании у школьников чувства прекрасного и истинного». В. Я. Стоюнин главное внимание при разборе художественного произведе- ния уделял мышлению учащихся, выработке у них мировоззрения как системы взглядов на общественную жизнь. «Литературное образование в школе призва-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=