Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
74 Л. И. Коновалова ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ У каждого народа есть в истории свои периоды, когда он задумывается над проблемой, как жить дальше, в каком направлении развиваться. Таким решаю- щим этапом для истории России были 60-е гг. XIX в. Вторая половина XIX в. характеризуется качественным становлением отечественной теоретической педагогики, всей системы образования. Одной из центральных проблем была проблема национального воспитания и образова- ния, фундамент решения которой заложен великим русским педагогом К. Д. Ушинским. Выявив общегосударственную потребность в единой нацио- нальной педагогической системе, К. Д. Ушинский создал целостное учение о воспитании и образовании, которое стало главной основой его педагогическо- го наследия. Именно в XIX веке формируется мощное общественно-педаго- гическое движение, которое разрабатывает идеалы воспитания нового человека и новой образовательной системы. Педагогические вопросы начинают рассмат- риваться не просто как узкоспециальные, а как «вопросы жизни» российско- го государства. К. Д. Ушинский писал, что школе и воспитанию национальный характер придает, безусловно, родной язык, родная литература, отечественная история, родная природа и экономическая жизнь (география и естествознание). Почему русский мальчик, учась в школе, знал подробно, например, историю француз- ской революции и в то же время не имел представления о том, когда жил Петр Великий или какая разница между Иваном III и Иваном IV; помнил, где нахо- дится Сидней и часто не знал, на какой реке стоит Самара или куда впадает Волга [4, с. 358, 362]. Насколько актуальны и современны размышления великого педагога на- стоящему времени. Школьное образование и воспитание должны опираться, прежде всего, на особенности и потребности своей страны, на самобытные чер- ты народа, психический склад нации. В этом ее непреходящее методологиче- ское значение. Созвучны размышлениям К. Д. Ушинского статьи и книги Л. Н. Толстого, Ф. И. Буслаева, В. П. Острогорского. В. Я. Стоюнина. Л. Н. Толстой в своих педагогических трудах обосновал основной крите- рий педагогики – свободу ученика, общие правила организации образования русского крестьянина. В своей Яснополянской школе, в собственной деятель- ности педагога и воспитателя, в подходах к народному образованию и воспита- нию Л. Н. Толстой был близок к Ушинскому. Они оба отстаивали истоки на- родной педагогики и русской школы, нового воспитания детей. Л. Н. Толстой говорил и о необходимости религиозного воспитания в школе, что всегда явля- лось предметом ожесточенных дискуссий, однако сейчас в современных шко-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=