Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

70 выхода человека из окружающих его проблем, и они должны быть поняты и решаться исходя из окружения личности. Дьюи соглашается с Толстым, что люди имеют свободу желания «в отношении определённых причин к знанию чьих-то определенных действий». Для них обоих человеческое счастье – это мера того, что следует изучать и использовать для нужд человека. Много поразительных параллелей существует между новой философией Дьюи и психологией, которой Лев Толстой использует для представления геро- ев в своих произведениях. В результате этого Дьюи использует понимание соз- нания, основанное на инструментальной логике или методе поиска истины, за- имствованном у Толстого, для того, чтобы использовать в образовании. Для проведения сравнительного анализа педагогических идей двух вы- дающихся личностей были выбраны такие критерии, как: время создания школ- лабораторий, общие сведения об этих школах, их функциях, деятельность учи- телей, подходы к пониманию категории «образование», основные задачи, принципы, формы обучения. Полученные данные и выводы представлены в таблице. Критерии Л. Н. Толстой Дж. Дьюи 1. Создание школ Яснополянская школа, своеоб- разная педагогическая лабора- тория, организованная для творческих поисков новых пу- тей обучения детей, 1859 Экспериментальная «лабора- торная школа», при Чикаг- ском университете, 1896 Вывод Разница более чем 30 лет, но общая идея – создание педагоги- ческой лаборатории 2. Образование В образовании главные вещи – это равенство и свобода Образование – это рост, раз- витие свойств и способно- стей, с которыми каждый че- ловек появляется на свет, это процесс непрестанной реор- ганизации, перестройки, преобразования Вывод Процесс предоставления ребенку максимальной свободы, от- каз от принуждения и наказания, развитие имеющихся спо- собностей, заинтересованности в поиске истины. 3. Общие сведения Бесплатная школа для кресть- янских детей (32 мальчика и 5 девочек возрасте 7–15 лет), 11 учителей (студенты), кото- рые помогали Л. Н. Толстому в его преподавательской дея- тельности. Результаты своей деятельности в течение 1,5 лет, свои теоретические и практи- ческие находки по проблемам образования он описал в 12 статьях и серии записок. В самом начале было 16 учащихся и 2 педагога. 10 ассистентов-аспирантов. Большинство учащихся со- ставляли дети преподавате- лей школы. Учреждение бы- стро приобрело известность как Школа Дж. Дьюи, экспе- риментальная школа. Через 6 месяцев число школьников увеличилось вдвое. Через год учащихся стало 45,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=