Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

69 Г. А. Михайлова ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Л. Н. ТОЛСТОГО И ДЖ. ДЬЮИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Модернизация системы российского образования направлена на поиск оп- тимальных путей совершенствования процесса обучения в школе. В этой связи представляется чрезвычайно важным теоретическое переосмысление педагоги- ческих концепций прошлого, раскрытие их сущности, изучения зарубежного опыта, влияния на поступательное развитие современной педагогической тео- рии. Именно с этих позиций закономерен интерес к трудам крупных педагогов недавнего прошлого, чьи научные идеи в значительной степени сохраняют свою актуальность. К педагогам такого уровня относится Лев Николаевич Толс- той (1828–1910) – русский писатель, педагог, философ и Джон Дьюи (1859– 1952) – американский педагог, психолог и философ. Целью современного образования является формирование личности, обла- дающей критическим мышлением и свободой инициативы, стремящейся к со- вершенствованию жизненных условий, и она, на наш взгляд, по своему содер- жанию тесно перекликается с образовательно-воспитательными целями, сфор- мулированными в свое время Джоном Дьюи и Львом Николаевичем Толстым. Ряд их дидактических идей (формирование личности посредством творческого постижения культур в исторических средах; ведущая роль социокультурного контекста в образовании; реализация принципа взаимосвязи теории и практики; формирование критического мышления учащихся и развитие их познаватель- ной самостоятельности; отказ от абсолютизации книжно-вербальных методов обучения; роль ручного труда в учении) выдержали проверку временем и легко вписываются в контекст современных реформаторских процессов в области об- разования в России. Все это подвело нас к выводу об актуальности сравнения педагогического наследия двух известных людей, внесших большой вклад в развитие педагогики как науки и имеющих важное значения для развития отечественной школы и педагогики. Деятельность Льва Николаевича оказала сильное влияние на Джона Дьюи, как и на большинство других известных личностей того периода. Начало карье- ры американского педагога как писателя относится к 1882 году – году, который совпал с «финальной, заключительной» фазой Толстого как социального кри- тика и религиозного мыслителя. Увлечение Дьюи идеями Толстого произошло в то время, когда он был за- ведующим кафедрой философии и образования в Университете Чикаго в 1894 го- ду по 1904 (период формулирования им собственных идей в отношении инст- рументализма и прагматизма). В статье «Tolstoy’s Art» он сфокусировал свое внимание на тех аспектах мысли Толстого, которые волновали его в большей степени. Дьюи делает вывод, что Толстой находит выход, решение общих про- блем воспитания исходя из проблем, с которыми сталкивается сама личность обучающегося. Для Толстого важна не статистика, а размышления по вопросу

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=