Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
67 ние игры, указывают, что залезший на скирд сена Миша был не прав, и подни- маются до обобщения о важности и ценности соблюдения договоренности. А при чтении рассказа о мужиках, скатившихся в санях с горы, детям подается мысль о том, что «всему свое время» (т. е. взрослые не должны были кататься на санях с горы, но прокатились, за что и поплатились: упали в снег) [15, с. 108–109, 175–176]. Такие глобальные соображения представляются излишними. Собрав воедино фразы и короткие рассказы Л. Н. Толстого с упоминани- ем игр, игрушек, игровых моментов, игровых ситуаций, мы еще раз убеж- даемся в природосообразности и гуманизме его творчества, в наблюдатель- ности писателя, в его внимании к внутреннему миру детей, к детской жизни. Голос мудрого любящего взрослого звучит сквозь пласт времени в простых и ясных словах: « На земле снег, на лесе иней. Давай скорей сани! На сани прыгай, сани двигай ». « Не было ветра, но дети пошли в поле и взяли змей ». « Вышли дети, сели на кучу песку и пошла игра ». Литература 1. Азбука в картинках: для домашнего обучения: чтение, письмо, картины для бесед / Сост. Н. Т[улупо]в. – М., 1909. – 52 с. 2. Горбунов-Посадов, И. И. Азбука-картинка с подвижными разрезными буквами, содерж. в себе постепенные уроки чтения-письма по наглядно- звуковому способу, первое чтение после азбуки и церковно-славянскую азбуку. Изд. 12-е / И. И. Горбунов-Посадов, Я. Егоров. – М., 1907. – (Стр. не нум). 3. Горецкий, В. Г. Азбуки Льва Николаевича Толстого / В. Г. Горецкий // Начальная школа. – 1978. – № 9. – С. 62–72. 4. Горецкий, В. «Новая азбука» Л. Н. Толстого – выдающее произведение учебной литературы / В. Горецкий, Г. Карпюк // Дошкольное воспитание. – 1978. – № 10. – С. 84–90. 5. Гречушкин, С. И. Мир Божий: русская азбука для обучения чтению и письму / С. И. Гречушкин. – М.: В. В. Думнов, 1904. – 60 с. 6. Гусев, Н. Н. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии. 1870– 1881 гг. / Н. Н. Гусев; Под ред. А. И. Шифмана. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – 694 с. 7. Давыдкин, М. Ручеек: букварь для клас. и домаш. обучения чтению и письму. С рис., письм. упражнениями, церк.-слав. чтением... / М. Давыдкин, И. Селезнев. – М.: Сытин, 1916. – 74 с. 8. Дудышкина, А. Я могу читать!: Букварь сост. по амер. системе / А. Ду- дышкина. – СПб., 1908. – 72 с. 9. Ефимова, Е. А. Игрушки и игры в азбуках и букварях начала XX века / Е. А. Ефимова // Начало учения детям: Роль книги для начального обучения в истории образования и культуры: Сб. материалов Междунар. науч. конф. (8–12 октября 2014 г.). – М.: Изд-во «Канон+», 2014. – С. 121–186.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=