Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
65 Контекст употребления в букварных текстах начала XX века слова «кук- ла», в частности, говорит о разнице в игровой культуре городских и деревен- ских детей. В учебниках Л. Н. Толстого присутствует сугубо деревенская кукла из сена [17, с. 41; 21, с. 40] (это обычная, естественная, природная игрушка, и не может идти речь ни о какой особой сообразительности девчушки Глаши, сма- стерившей себе такую куклу [25, с. 55]); в покупные куклы играли преимуще- ственно городские дети. Впрочем, вероятно, что толстовская кукла, у которой было « всё, что надо. Были у куклы юбки, кофты, платки, были даже гребни, щетки, бусы» [17, с. 23–24], была покупной. В «Азбуке» Н. Н. Лозанова кукла изготовлена девочкой из платка: «У Оли сломалась кукла. Оля взяла мамин платок, свила из платка жгут, и этот жгут был за куклу. Звала она куклу Маша. Она взяла эту Машу на руки, качала и при- говаривала: «Спи, Маша! Спи, дочка! Бай, бай!» [13, с. 36]. Использован толс- товский текст о кукле из сена, в который совершенно зря добавлена первая фра- за, поскольку тот факт, что предшествующая кукла у девочки сломалась , т. е. починить ее уже невозможно, и поэтому она, скорее всего, не была самодель- ной, порождает сомнения, что самодельная кукла из платка могла бы быть так одушевлена этой девочкой в игре. Дети в учебниках Л. Н. Толстого играли с куклами, поселяя их в самодель- ном домике из чурок [17, с. 23–24], девочки наряжали кукол, баюкали их [17, с. 41], учили, играя с ними в школу [17, с. 26–27]. Дети копируют взрослую жизнь, постигая ее, также и в сюжетно-ролевых играх; у Л. Н. Толстого это игра в гости, сопровождающаяся угощением, чаепи- тием [17, с. 52; 22]. Наибольшее место у Л. Н. Толстого занимают игры детей на воздухе: строительные игры, игры с водой и зимние игры, что отражает как деревенскую специфику, так и время года, когда проходило обучение в школе. Дети строили из чурок дом для кукол [17, с. 23–24], «клали по двору куч- ки» из песка [17, с. 24–25]. Игры с водой это строительство запруды на ручье и установка водяного колеса или запуск самодельной лодочки [21, с. 43, 58] . « Ребята сделали себе веселье. Они сошлись у ручья, принесли каменья и склали их в ручье. Смазали каменья глиной, и стал прудок. Из прудка пошла вода струй- кой. Под струйку ребята подвели колесо. Вода вертела колесо » [18, с. 54]. Зимой дети играли в снежки, лепили «куклу из снега» [17, с. 26; см. так- же напр.: 7, с. 33; 10, с. 9], катались с гор на санях, на скамейках и шайках [17, с. 51; см. также напр.: 8, с. 31], по льду на коньках [18, с. 56] . « Была зима, но бы- ло тепло. Было много снегу. Дети были на пруду. Взяли снегу, клали куклу. Руки зябли. Зато кукла вышла славно. Во рту куклы была трубка. Глаза куклы были угли » [17, с. 26; см. также напр.: 5, с. 20]. « Сани были на низу. Вези сани на гору. Ну же, дети, живо на сани. Дети сели на сани и были рады». «У Миши были сани. Маша и Петя сели на сани. Вези сани, Миша. А у Миши силы нету » [17, с. 17, 18]. « Миша просил отца сделать ему скамейку, чтоб ездить с горы. От- цу не было времени. А мать дала Мише шайку. Он полил её водой, сел в неё и скатился » [17, с. 51]. В играх детей на снежной горе иногда принимали уча-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=