Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

63 Е. А. Ефимова ИГРЫ И ИГРУШКИ В «АЗБУКЕ» И «НОВОЙ АЗБУКЕ» Л. Н. ТОЛСТОГО Педагогическое наследие классика отечественной литературы Л. Н. Толс- того подробно изучено специалистами. Общепризнанно, что его учебники для первоначального обучения грамоте оказали значительное влияние на современ- ную и последующую учебную литературу – буквари и азбуки. Для этих учеб- ных пособий характерны демократизм, приближенность учителя к учащимся, понимание детей, их интересов и стремлений. Исследователями неоднократно отмечено, что «Азбука» и «Новая азбука» Л. Н. Толстого речь идет преимуще- ственно о крестьянских детях, что связано с идеализацией писателем патриар- хального крестьянства [3, с. 62; 4, с. 88]. В азбуках Л. Н. Толстого для обучения грамоте использованы близкие де- тям сюжеты крестьянского труда и быта, отношений в семье и общине. Нема- лое место занимают и игры, занятия, близкие детям младшего возраста. Этот аспект педагогического наследия Л. Н. Толстого изучен мало, иссле- дователи в первую очередь обращают внимание на организацию учебного про- цесса в Яснополянской школе, на дидактические принципы учебников для пер- воначального обучения грамоте Л. Н. Толстого. В «Азбуке» и «Новой азбуке» нашли свое воплощение и игровой опыт, наб- людения, результаты педагогической практики Л. Н. Толстого. Как не раз отме- чено специалистами, детские игры, забавы, повседневные детские занятия ока- зались неисчерпаемым источником вдохновения, во многом определили отбор литературного материала для толстовских учебников [4, с. 87; 12, с. 61]. Велико влияние «Азбуки» и «Новой азбуки» Л. Н. Толстого на содержа- тельную сторону современных и последующих азбук и букварей, что прояви- лось и в игровой тематике текстов для чтения [9]. Многие толстовские тексты кочевали из издания в издание; так, например, ёмкая фраза: «…шла игра вот так…» повторялась в букварях и азбуках начала XX века многократно в раз- ном контексте. Нами проанализированы разные издания «Азбуки» и «Новой азбуки» Л. Н. Толстого; всего в этих учебниках нами выявлено более 30 фраз и корот- ких рассказов с упоминанием игр, игрушек, игровых моментов, игровых ситуа- ций. «Азбука» содержит некоторое количество рисунков, и среди изображений предметов, начинающихся на изучаемую букву, имеются две игрушки – юла и обруч (обруч от бочки, использовавшийся для игры) [17, с. 9]. «Новая азбука» дана автором без иллюстраций (как в целях экономии объема издания, так и концентрации внимания учащихся на написании букв). Сюжеты толстовских текстов с упоминанием игр и игрушек весьма разно- образны: это игры детей с игрушками, зимние игры детей, игры с водой, строи- тельные игры, сюжетно-ролевые и подвижные игры; использование в игре не-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=